Учитель: Калмыкова Татьяна Алексеевна. Цели урока: Выяснить причины, ход и основные этапы военных действий на Кавказе; Показать итоги Кавказской войны.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Горец – собирательное название народов Кавказа: черкесов, чеченцев, лезгин, ингушей. Отличались чрезвычайной воинственностью.
Advertisements

Кавказская война гг.. Горцы Собирательное название, данное официальными властями различным народам Северного Кавказа.
Кавказская война гг.. Горцы Собирательное название, данное официальными властями различным народам Северного Кавказа.
Кавказская война гг.. Горцы Собирательное название, данное официальными властями различным народам Северного Кавказа.
КАВКАЗКАЯ ВОЙНА ( ) Работу выполнил : Яков Карпов.
Кавказская война ( )г.г.. Цель урока: Познакомить учащихся с причинами, ходом и последствиями Кавказской войны; Продолжить формирование социально.
ПЛАН УРОКА: 1. Политика России на Кавказе. 2. Причины Кавказской войны. 3. Военные действия на Кавказе.
Кавказская война гг. Бочкарёва Т.Н., учитель истории и обществознания МАОУ «Лицей 62»
Внешняя политика Николая I гг.. Внешняя политика Основные направления Европейское направление Россия – «жандарм Европы» Подавление венгерской.
Т класс. План урока. 1. Народы Кавказа. 2. Причины и этапы войны. 3. Создание имамата. 4. Движение Шамиля. 5. Итоги войны.
План урока. 1.Народы Кавказа. 2.Причины и этапы войны. 3.Создание иммамата. 4.Движение Шамиля. 5.Итоги войны.
План 1.Народы Кавказа. 2.Причины и этапы войны. 3.Создание имамата. 4.Движение Шамиля. 5.Итоги войны.
Тема урока Кавказскаявойна гг.. Шамиль с детства был слаб, худ, часто хворал. Назвали его по деду – Дли. По местному обычаю, чтобы злые духи.
Подготовила учитель истории и обществознания Орлова Е. В.
Имам Шамиль. 1.ДЕТСТВО 2. Семья 3. Борьба с войной 4. Показать отношение к России.
Внешняя политика России Iп.XIX в. Кавказская война. История России XIX в.
Исследовательская работа учащихся 10класса МОУСОШ25 п. Новоульяновского Георгиевского района Ставропольского края Ивановой Валерии, Рамазановой Наргиз.
МОУ «Шегарская средняя общеобразовательная школа 1» Сергей Николаевич Ерёмин учитель истории.
1.Начало войны. Планы и силы сторон. 2.Смоленское сражение. 3.Название Кутузова главнокомандующим. 4.Бородинское сражение. 5.Татуринский маневр. 6.Партизанское.
1 Внешняя политика Николая I Домашнее задание 1. § 2. Р.Т. §
Транксрипт:

Учитель: Калмыкова Татьяна Алексеевна

Цели урока: Выяснить причины, ход и основные этапы военных действий на Кавказе; Показать итоги Кавказской войны и её последствия для народов Кавказа; Сформировать представление о понятиях: горцы, мюридизм, имам, газават, теократия.

Какими методами царскому правительству удалось покорить Кавказ? Можно ли подобные средства использовать в наши дни? Задание на урок

Кавказ в 19 веке

Горцы – народы, населяющие Северный Кавказ.

Участник войн с Польшей, Персией, 1812 г. Храбрость, государственные способности, бескорыстие, добродушие; Зависть к чужим успехам, жестокость и двуличие; Не усмирив горцев, Россия не может успешно продвигаться на Восток; Не учитывал хозяйственную, культурную и религиозную самобытность горцев; «Жестокость здешних нравов нельзя укротить мягкосердечием..» «Голод приведёт их к повиновению...» «В Европе не дадут нам ни шагу без боя, а в Азии целые царства к нашим услугам». А. П. Ермолов

Причины Кавказской войны 1.Попытки насаждения среди горцев русских законов и обычаев; 2.Запрет совершать набеги; 3.Запрет работорговли; 4.Привлечение местного населения на строительство крепостей, мостов, дорог; 5.Введение новых налогов; 6.«Усмирительные» походы генерала А. П. Ермолова; 7.Выселение горцев с освоенных ими земель в горы. 8.Раздача земель казакам, чиновникам, местной администрации; Горцы в засаде.

Методы усмирения горцев Военные, при помощи оружия. Насильственное выселение местного населения из равнин в горы. Укреплённые пункты: Преградный стан, Неотступный стан, Злобный окоп, Прочный окоп, крепости Грозная, Внезапная, Бурная. Строительство дороги

Этапы Кавказской войны гг. – партизанская борьба горцев; гг. – организованные боевые действия против русских войск; гг. – появление религиозной основы борьбы – учения мюридизма; гг. – создание горского мусульманского государства; гг. – правление Шамиля; гг. – сопротивление горцев подавлено.

Создание имамата В 1824 г. в Дагестане оформился мюридизм - религиозное учение, призывавшее к священной войне с неверными (газавату). Мулла Курали Магома - «Путь к спасению мусульманина»; «Рай есть под тенью шашки. Убитый в войне против неверных есть живой и будет он жить в раю, а кто будет бежать – тот есть ничтожный человек, и будущая его жизнь есть ад!» Жертвовать жизнью, семьёй и имуществом ради общего дела – борьбе с неверными. Мюриды беспрекословно подчинялись имаму. 1 имамом стал Гази-Мухаммед, объявивший газават России и добившийся за 2 года нескольких побед над русскими отрядами. Горцы.

Новые термины Мюридизм – религиозное учение, призывавшее к священной войне против неверных (газавату); Газават – священная война против неверных; Имам – духовный наставник, руководитель; Перестрелка в горах Дагестана

гг. – правление Шамиля Имам – лицо, избранное Богом на великий подвиг для блага верующих; Территорию разделил на области, во главе, которых стояли наибы; В армии горцев все мужчины от 15 до 50 лет (армия – 40 тыс.); Все вопросы управления решались на общем совете, где у имама Шамиля было решающее слово; Отмена крепостного права, лишил привилегий ханов и беков; Строжайшая дисциплина, за нарушение которой – казнь.

Теократия – форма правления, при которой глава государства является одновременно его религиозным главой. Шамиль вёл успешную партизанскую борьбу – 24 года 11 месяцев 7 дней. Каждый крестьянин имамата обязан был вносить в казну натуральный сбор: по 6 мер зерна с каждых 50, собранных им, и по 1 овце с каждых 100 овец.

Работа с источником «Положение о наибах». Наиб – старший военачальник, предводитель крупного отряда. 1.Должно быть исполняемо приказание имама, всё равно будет ли оно выражено словесно или письменно, будет ли оно согласно с мыслями получившего приказание, или не согласно, или даже в том случае, если б исполнитель считал себя умнее, воздержнее и религиознее имама. 2. Должно быть приводимо в исполнение приказание его по всем необходимым делам, как, например, выход на войну или на работу, подобно тому, как исполняется приказание самого имама, без лицемерия. Неисполнивший сего наиб, низводится на должность начальника сотни. 3. Когда в чьём-либо наибстве произойдет несчастье, прочие наибы должны спешить на помощь, как только узнают о том, без замедления, и оказать должную помощь, забыв все враждебные отношения друг к другу. Не исполнивший сего наиб низводится на должность начальника сотни.

Работа с источником «Положение о наибах». 4. Не должно быть оставляемо без взыскания, когда кто будет порицать имама. Виновный в таком порицании наказывается выговором при народе. 5. Не должно наговаривать (одному наибу на другого) перед имамом, хотя бы они знали друг о друге в действительности предосудительные поступки. 6. Не должно быть беспечными относительно охранения страны своей и границ днём и ночью, не взирая на то, находятся ли границы в безопасности или в опасности от вторжения неприятеля. 7. Не должны одобрительно относиться к мнению народа, клонящемуся к нарушению порядка в делах необходимых, как- то: в постройке оборонительных стен, в защищении границ, пресечении неприятелю путей и прочего. Виновный в этом наиб низводится на должность начальника сотни.

Работа с источником «Положение о наибах». 8. Должны удерживать себя и сослуживцев своих от взяточничества, потому что взяточничество есть причина разрушения государства и порядка. Взятка отбирается, поступок оглашается и виновный арестовывается на 10 дней и 10 ночей. 9. Если войска отправятся в какую-нибудь страну с имамом или с тем, кому он поручит предводительство над ними, то они должны идти в порядке, куда поведет их старший, каждая часть под значком наиба своего, отнюдь не смешиваясь с другими частями. Нарушитель порядка сего наказывается публичным выговором. 10. Если случится, что обстоятельства сражения заставят сделать нападение или обратиться в бегство, то этого не следует делать врассыпную, в беспорядке, и не должны оставлять сзади себя имама или его поверенного на произвол судьбы; напротив, должны окружить его и не делать без него ни одного шагу вперед. Виновный наиб смещается и записывается в низам (т. е. в рядовые).

Князь А. И. Барятинский В 1856 г. назначен главнокомандующим Отдельным Кавказским корпусом; Стремился лучше понять обычаи народов Кавказа; «Мы должны всеми силами стараться согласовывать наше владычество с интересами самих горцев как материальными, так и нравственными» Д. А. Милютин (военный министр).

Встреча князя Барятинского с пленным Шамилем 25 августа 1859 г. в Ведено «Я 30 лет дрался за религию, но теперь народы мои изменили мне, а наибы разбежались, да и сам я утомился; я стар, мне 63 года. Не гляди на мою чёрную бороду - я сед. Поздравляю вас с владычеством над Дагестаном и от души желаю государю успеха в управлении горцами, для блага их».

Как имам Шамиль объяснил причину своего поражения? Согласны ли вы с ним? Задание: стр учебника – комментированное чтение. Какие внутренние факторы способствовали укреплению, а затем ослаблению имамата и власти Шамиля?

Интересный факт В 1859г. Шамиль сдался. Шамиля привезли в Петербург, где его принял Александр II. По указанию императора Шамилю определили содержание в 20 тысяч рублей и поселили в Калуге. Шамиль с сыном и мюридами в театре.

Какими методами царскому правительству удалось покорить Кавказ? Можно ли подобные средства использовать в наши дни? Задание на урок

Почему победили русские войска? Русские научились воевать в условиях гор. От политики «усмирения» - к доброжелательной политике. Появление более метких и дальнобойных винтовок. Правящая верхушка имамата начала разорять свой народ, деспотизм имама Шамиля настроил людей против него. М.Ю. Лермонтов Вид Тифлиса

Итоги войны Потери России – 77 тысяч человек. Потери горцев никто не считал. Утвердилась власть России на Кавказе в ходе 47-летней Кавказской войны с горцами.

Последствия войны Проведение российским самодержавием политики, ущемляющей интересы народов Кавказа; Массовая эмиграция горцев (до 3 миллионов человек); Уничтожение имамата; Окончание междуусобных войн и уничтожение рабства на Кавказе; Развитие торговли, промышленности, оживление хозяйственной жизни ; Взаимное обогащение культур; Интенсивное заселение Кавказа русскими, украинцами, белорусами (с гг. - 14,5 тысяч семей на постоянное место жительства).

Закрепление материала: Сформулируйте главные причины войны. Продолжите предложение: Горцы – это… Мюридизм – это… Имам – это… Газават – это… Теократия – это…

Закрепление материала: В чём, по мнению мюридизма, заключается «Путь спасения мусульманина»? Лидер мюридов, Гази-Мухаммед написал стихи на арабском языке, в которых выразил свои стремления: «Как же можно жить в доме, где не имеет отдыха сердце, где власть Аллаха не существует? Где святой ислам отрицают, а крайний невежда выносит приговоры беспомощному человеку? Я выражаю соболезнование горцам в связи со страшной бедой, поразившей их головы, и говорю, что если вы не предпочтёте верность своему господу, то будете рабами мучителей… Христианский царь хочет владеть правоверными, как владеет своими мужиками». Каковы были цели вождей мюридизма?

Закрепление материала: Какими методами имам Шамиль осуществлял управление на подвластных ему территориях? Что означает выражение: «Шамиль больше думает не об Аллахе, а о себе»? Каковы итоги Кавказской войны? Какие последствия имела Кавказская война для народов России и Кавказа?

Домашнее задание: § 12, вопросы и задания к § 12. Спасибо за внимание!