Цели урока. 1. Ознакомление обучающихся с событиями Отечественной войны 1812 года. 2. Рассмотрение изображения Отечественной войны 1812 года в литературных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Отечественная война 1812 года 10кл Учитель истории и обществознания МБОУ «Новониколаевская средняя общеобразовательная школа 2» Качегина Марина Николаевна.
Advertisements

Сравните военно- экономический потенциал России и Франции. Русская армия Французская армия 210 тыс. чел. 600тыс. чел. Порох-323 тыс. пуда Порох-95 тыс.
Георгиевская гимназия Творческая работа по ИСТОРИИ: «Великие полководцы России и исторические битвы» Савина Сергея Владимировича ученика 10 класса Тема:
Т класс. План урока. 1.Причины и начало войны. 2.Смоленское сражение. 3.Бородинская битва. 4.Тарутинский маневр. 5.Партизанское движение. 6.Гибель.
Иллюстративный материал к уроку истории Работу выполнила Полозова Е.К. Учитель истории МОУ «средняя школа 13» г. Кимры, Тверской области.
Урок 5 Д/з § 4 (пересказ) Вопрос 7 – ответить письменно в тетради.
«Гроза двенадцатого года…» (А.С.Пушкин) Худаев Александр Борисович, учитель истории и обществознания, Покровской улусной многопрофильной гимназии, alexander.
Борьба России против Наполеоновской Франции Отдел военно-патриотического и гражданского воспитания ЦДТ «Щит»
Урок в 8 классе. Тема: Отечественная война 1812 года.
Борьба России против Наполеоновской Франции.. 1. Проверка домашнего задания. 2. Причины и начало войны. 3. Смоленское сражение. 4. Бородинская битва.
Недаром помнит вся Россия… Почему же так дорог и памятен нам воспетый поэтом день? Каких знаний вам не хватает, чтобы глубоко понять эти строки.
Отечественная война 1812 г. Война двенадцатого года настала. Кто же нам помог? Остервенение народа, Барклай, зима Иль русский Бог? А.С. Пушкин 1.
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 года. "Я буду властелином мира, остаётся одна Россия, но я раздавлю её"
Задачи урока: 1. Выяснить причины, характер и итоги первого этапа войны. 2. Определить историческое значение Бородинской битвы.
26 августа 1812 г.. Бородинская битва – победа Франции или России?
Отечественная война 1812 года Певцы передадут потомству Наш подвиг, славу, торжество В. Раевский.
Отечественная война 1812 г. 8 класс © Кузнецов А.В.
Цели урока 1. Уяснить не только ход основных военно - исторических событий, но и характер войны ( единство нации - ?). 2. А. С. Пушкин « Два чувства дивно.
Конкурс «Планета увлечений» Презентация для внеклассного мероприятия, посвящённого 200-летию Бородинского сражения.
Содержание 1.Причины и начало войны. 2.Смоленское сражение. 3.Бородинская битва. 4.Тарутинский маневр. 5.Партизанское движение. 6.Гибель «Великой армии».
Транксрипт:

Цели урока. 1. Ознакомление обучающихся с событиями Отечественной войны 1812 года. 2. Рассмотрение изображения Отечественной войны 1812 года в литературных произведениях ХIХ века, расширение общекультурного и художественного кругозора школьников. 3. Развитие навыков анализа, сопоставления и систематизации исторических источников и литературных произведений, умения формулировать свою точку зрения по спорным вопросам. 4. Воспитание чувства патриотизма, уважения к героическому прошлому русского народа.

План урока. 1. Причины и начало войны. 2. Смоленское сражение (история + литература). 3. Бородинская битва (история + литература). 4. Совет в Филях и оставление Москвы (история + литература). 5. Тарутинский маневр. 6. Партизанское движение (история + литература). 7. Гибель «Великой армии».

«…Задача художника и историка совершенна различна, а разногласия с историком в описании событий и лиц в моей книге – не должно поражать читателя. Но художник не должен забывать, что представление об исторических лицах и событиях, составившиеся в народе основаны не на фантазии, а на исторических документах, насколько могли их сгруппировать историки; а потому, иначе понимая и представляя эти лица и события, художник должен руководствоваться, как и историк, историческими материалами. Везде, где в моём романе говорят и действуют исторические лица, я не выдумывал, а пользовался материалами, из которых у меня образовалась целая библиотека книг…»

Причины войны. Причина: Стремление Наполеона к мировому господству. Повод: Не выполнение Россией условий континентальной блокады против Англии, которая стремилась сохранить первенство на мировой арене. Наполеон-император Франции

Причины и характер войны. Характер: Захватнический со стороны Франции. Наполеон говорил: «Русских надо бросить в их льды, чтобы они не мешали мне.» Освободительный со стороны России. Ф.Глинка первым назвал войну «Отечественной» А.С. Пушкин назвал войну «Грозой двенадцатого года»

ФранцияРоссия 640 тыс. чел. (Великая армия), в зоне вторжения 450 тыс. чел. 590 тыс. чел., вдоль западной границы 240 тыс. Плюсы: Хорошо обученные солдаты, закалённые в боях Плюсы: Большие людские ресурсы. Запасы продовольствия и фуража. Минусы: Многонациональная армия, моральная разобщённость, следовательно нежелание воевать против России. Плюсы: Патриотическое воодушевление всего населения. Общее желание защищать Отечество. Концентрация армии на западных границах России в районе Польши, создание военных складов и магазинов в Польше. Армия растянута вдоль западной границы, разбита на три части: север, центр, юг. Цель -Захват территорий до Москвы, заключение договора, подчиняющего Россию Франции. Цель – отразить нападение, в случае успеха воевать в Западной Европе. Соотношение сил и планы сторон.

Начало войны. Летом 1812 г. французская армия численностью человек сосредоточилась на территории Польши. Великая Армия II.Багратион I.Барклай де Толли III.Тормасов Наполеон рассчитывал в приграничном сражении разбить противника и продиктовать условия мира. Русская армия разбилась на 3 группы и расположилась вдоль всей границы.

12 июня 1812 г. Французская армия форсировала Неман. Наполеон стремиться разбить русскую армию по частям. Барклай де Толли, Багратион отступают, избегая генерального сражения, между ними нет связи, необходимо соединиться. Главнокомандующий – Александр I, но реально единого командования нет. Начало войны.

Действия французов заставили русское командование начать отступление, чтобы не дать Наполеону разбить 1-ю и 2-ю армии по одиночке. 1 2 Первоначально русские надеялись встретиться в Дрисском укрепленном лагере, но французы не позволили им это сделать.

Место соединения русских армий постоянно менялось, до тех пор, пока они не встретились в конце июля под Смоленском

Смоленское сражение. Под Смоленском развернулось ожесточенное сражение. Оборонявшие Смоленск корпуса Н.Н.Раевского и Д.С.Дохтурова нанесли французам большой урон в живой силе. Французская армия, потеряла солдат. Утомлённая длительными маршами стала терять свои боевые качества.

Смоленское сражение. Неудачи начального периода войны заставили императора заняться поиском нового главнокомандующего. 8 августа 1812 г. Александр I поставил во главе армии М.И. Кутузова, которому, отныне суждено было "навсегда стать в памяти людей истинным представителем русского народа в самую страшную минуту существования России" (Е.В.Тарле). Кутузов принимает парад под Царево-Займище.

Смоленское сражение. Задание по роману Толстого Л.Н. «Война и мир», 3 том: 1. Прочитать эпизод «Оставление Смоленска» и составить по нему вопросы. 2. Как автор передаёт ощущение бесчеловечности войны?

Бородинская битва. Кутузов прибыл к войскам в р-не Царево-Займище. Новый главноко- мандующий объявил действия Барклая де Толли верными и продолжил отступление. Он принимает решение искать удобную позицию для генерального сражения. Таким местом стало поле у с. Бородино, в 110 км от Москвы.

Редут – Сомкнутое многоугольное полевое укрепление для круговой обороны с наружным рвом и земляной насыпью Батарея – Артиллерийское подразделение из нескольких орудий Артиллерийское подразделение из нескольких орудий Артиллерия – Род войск, вооружённый огнестрельными орудиями (пушки, гаубицы ит.д.) Инфантерия – Пешее войско в ХIХ веке. Кавалерия – Конное войско Флеши - Полевое долговременное укрепление в форме тупого угла. Дать определение терминам:

Бородинская битва. По приказу Кутузова около д. Шевардино началось возведение земляного укрепления - редута. 24 августа к деревне Шевардино подошли французы. Они с ходу атаковали редут. Сражение продолжалось до поздней ночи. Утром Наполеону доложили, что русские отошли. 25 августа стороны готовились к предстоящему сражению. Бой за Шевардинский редут.

Бородинская битва.

Шевардино Бородино Татариново Бородинская битва. Рано утром 26 августа полководцы выдвинули войска на исходные позиции. Барклай де Толли Багратион Батарея Раевского Багратионовы флеши Уваров Платов

Бородинская битва. Битва началась в 5-30 утра. Наполеон направил основной удар на левый фланг, где находились Багратионовы Флеши. Бой за них продолжался весь день. Флеши переходили из рук в руки 7 раз, но французам так и не удалось прорвать оборону и выйти в тыл 1-й армии.

Шевардино Бородино Татариново Бородинская битва. Барклай де Толли Багратион Батарея Раевского Багратионовы флеши Уваров Платов В ходе сражения был смертельно ранен командующий 2-й армии П.Багратион На командном посту его сменил генерал Н.Тучков.

Бородинская битва. Не менее ожесточенное сражение разыгралось на Курганной высоте, где находилась батарея Раевского. Французы несколько раз захватывали ее, но русские солдаты в штыковых атаках возвращали позиции обратно. Генерал А.П.Ермолов отбивает батарею Н.Раевского

Шевардино Бородино Татариново Бородинская битва. Барклай де Толли Багратион Батарея Раевского Багратионовы флеши Уваров Платов Кутузов.что бы снять напряжение в центре послал в обход французов казаков атама- на Платова и драгун генерала Уварова. Французы отбили рейд русских кавалеристов и в этот момент Наполеон двинул в бой свою Старую гвардию. Но в неожиданно Наполеон отдал приказ возвратить Гвардию назад. К вечеру битва стала затихать.

Бородинская битва. 27 августа в 2 часа ночи Кутузов приказал отвести войска. Сражение не принесло победы ни одной из сторон. Французы потеряли 60 тыс. солдат, но за ними осталось поле боя. Русские - 40 тыс., но они вынуждены были продолжить отступление. В.Верещагин. Конец Бородинского сражения

Бородинская битва.

Бородинское сражение. Задание: 1. Изучить исторические источники по плану в таблице, заполнить таблицу и подготовиться к дискуссии. 2. Изучить главы романа «Война и мир» Т.3, ч.2, гл.19, 27, 28, 35, 39 и выбрать цитаты по плану в таблице.

Бородинское сражение. ПланИсторические материалы Л.Н. Толстой о Бородинском сражении в романе «Война и мир» 1. Цели воюющих сторон. 2. Соотношение сил накануне сражения. 3. Подготовка к сражению. 4. Роль командующих в сражении. 5.Итоги сражения. 6. Значение Бородинской битвы. «…..Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми».

Бородинское сражение. Задание по литературе: 1. Как ведут себя штабные офицеры перед боем? 2. Выясните основные положения взглядов Толстого на происхождение, сущность и смену исторических событий.

Бородинское сражение. Ежегодно в первое воскресенье сентября на Бородинском поле широко отмечается годовщина Бородинского сражения. Тысячи людей приезжают в Бородино, чтобы отдать дань павшим защитникам Отечества и, подобно Пьеру Безухову, своими глазами увидеть величайшую баталию XIX в. В 1912 г., в столетнюю годовщину Бородинской битвы, французы с разрешения русского правительства поставили на Бородинском поле гранитный памятник, начертав на нем «погибшим Великой армии». Именно здесь почтит память погибших предков французская делегация.

Бородинское сражение.

Совет в Филях. Александр I и придворные требовали, чтобы под Москвой Кутузов дал новое сражение. Кутузов подойдя к Москве, собрал военный совет в д. Фили и выслушав всех присутствующих заявил: «С потерей Москвы - не потеряна еще Россия… Но, когда уничтожится армия погибнет Москва и Россия». Военный совет в Филях ( )

Совет в Филях. Задание по литературе: 1. Прочитать фрагмент текста о событиях в Филях из романа Л.Н. Толстого «Война и мир». 2. Объясните, почему, на ваш взгляд, автор показал «Совещание в Филях» глазами девочки? 3. Как описывает Л.Н. Толстой главных героев этого сюжета?

Тарутинский маневр. Французы подошли к городу 3 сентября. Наполеон расположившись на Поклонной горе, любовался русской столицей. Но, вопреки ожиданиям депутация московских бояр с ключами от города так и не появилась.

Тарутинский маневр Русская армия отступает по Рязанской дороге, в районе Красной Пахры круто разворачивается к югу и двигается по старой Калужской дороге. Чего добился Кутузов? 1. Защищены Тула и Калуга (боеприпасы и продовольствие) 2. Наполеон «потерял» русскую армию. Три недели войска отдыхают, пополняются боеприпасами и продовольствием, ополченцами в селе Тарутино Калужской области (Тарутинский лагерь). В селении Тарутино установлен памятник: «На сем месте российское воинство, укрепясь, спасло Россию и Европу».

Тарутинский маневр. Вместе с русской армией город покинули многие его жители. По приказу генерал-губернатора Ф. Ростопчина. Москва была подожжена. «Нас окружал океан пламени, - писал французский генерал Ф.П. Сегюр. - Мы шли по огненной земле, под огненным небом, между огненных стен».

Партизанское движение. Огромный урон наносили французам партизанские отряды, которые блокировали коммуникации французов от Москвы до границы на Западе. Инициатором партизанского движения стал полковник Д.Давыдов, получивший на это согласие М.И.Кутузова еще до Бородинского сражения. Вскоре на занятых врагом территориях начали возникать отряды из числа местных жителей. Денис Давыдов

Партизанское движение. Наиболее известными командирами были : офицеры А.Сеславин, А.Фигнер, солдат Е. Четвертаков, крестьяне Г.Курин и В.Кожина. Вклад партизан в разгром врага с полным основанием позволил назвать войну 1812 г. Отечественной.

Гибель «Великой армии». 6 октября Наполеон отдал приказ об отступлении. Уходя французы заминировали Кремль, Собор Василия Блаженного и др., но русские патриоты смогли обезвредить заряды. Император рассчитывал прорваться по Калужской дороге на юг, перезимовать там и на следующий год возобновить боевые действия. В.Верещагин. По большой дороге- отступление, бегство…

Узнав об отступлении французов из Москвы,Ку-тузов вывел русскую армию к Малоярославцу и преградил дорогу неприятелю. В ходе разыгравшегося сражения город 7 раз переходил из рук в руки. В результате французы повернули на Старую Смоленскую дорогу Тарутино Малоярославец Кутузов двигался вдоль Старой Смоленской дороги, вступая в бой только тогда когда французы пытались повернуть на юг. Великая армия таяла на глазах. р.Березина

Гибель «Великой армии». Последнее сражение разыгралось при переправе через р.Березину в ноябре 1812 года. Русские с ходу атаковали французов и Наполеон, потерявший здесь еще солдат, бросил армию и с остатками Старой гвардии возвратился в Париж. Переправа через р.Березину.

Гибель «Великой армии». По дороге в Париж Наполеона сопровождали всего несколько человек. Добравшись до Немана, откуда начал он поход на Россию, император вышел из возка и увидел крестьянина- литовца, с интересом разглядывавшего его. - Ты местный житель? – спросил Наполеон. -Да, - ответил крестьянин. - А не скажешь ли, много дезертиров переправилось уже через Неман? - Вы первый, - ответил крестьянин. Первый дезертир

Гибель «Великой армии». 25 декабря Александр I издал манифест об изгнании врага из России и окончании Отечественной войны. Переправа через р.Березину.

Храм Христа-Спасителя. В честь победы в Отечественной войне 1812 года на народные пожертвования был воздвигнут храм Христа Спасителя по проекту архитектора К.А. Тона.

Храм Христа-Спасителя. 5 декабря 1931 года храм был взорван. Отстроен заново в 90-е годы 20 столетия.

Закрепление. Определите, какие эпизоды войны изображены на слайдах, и, перейдя в режим редактирования слайда, расставьте события войны в хронологической последовательности.

Задание на урок.

Закрепление. Правильно ответив на вопросы кроссворда, вы сможете прочитать в выделенном столбце слово, означающее характер войны 1812 года.

Решите кроссворд. 1.Место, где состоялась главное сражение войны.

Решите кроссворд. 2.Полководец,главнокоман- дующий русской армии.

Решите кроссворд. 3.Земляные укрепления.

Решите кроссворд. 4.Генерал,командующий 2-й армией после Бородинской битвы

Решите кроссворд. 5.Место последнего сраже- ния войны 1812 года.

Решите кроссворд. 6.Место соединения русских армий.

Решите кроссворд. 7.Генерал,герой войны 1812 года.

Решите кроссворд. 8.Основатель партизанско- го движения.

Решите кроссворд. 9.Пограничная река.

Решите кроссворд. 10. Место командного пункта Наполеона на Бородинском Поле.

Решите кроссворд. 11. Место отдыха и пере- группировки русской армии.

Решите кроссворд. 12.Члены боевых отрядов составленных из местных жителей.

Решите кроссворд. 13.Командир русской ба- тареи на Бородинском поле.

Решите кроссворд.

Домашнее задание Ответить письменно на вопросы: 1.Как раскрываются характеры исторических лиц и главных героев романа в различных эпизодах Отечественной войны 1812 года? 2.С какой целью Л.Н. Толстой сравнивает Наполеона с игроком? 3.Каково историческое значение победы в Отечественной войне 1812 года?