РУССКАЯ КАРИКАТУРА ВРЕМЕН ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 ГОДА Чичин Саша, ГБОУ ЦО "Русская карикатура времен Отечественной войны 1812 года".
Нос, привезенный Наполеоном с собою из России в Париж Карикатура – это преувеличенное, сатирическое, юмористическое изображение. Комический эффект создается за счет заострения и преувеличения наиболее характерных черт человека или события, неожиданными сравнениями. Наиболее распространенный вид карикатуры – рисунок, часто нарисованный анекдот. Рисунки могут сопровождаться подписями, почти всегда смешными. Художников, которые рисуют карикатуры, сейчас называют карикатуристами, а в XIX в. их называли карикатурщиками. Карикатура появилась давно и к началу XIX в. стала международным языком. Чичин Саша, ГБОУ ЦО "Русская карикатура времен Отечественной войны 1812 года".
Англия (премьер-министр Питт) и Франция (Наполеон) делят мир В начале XIX в. английские карикатуристы создали не менее тысячи сатирических рисунков, высмеивающих Наполеона Бонапарта и его политику. Именно англичанам принадлежит авторство карикатурного типа Наполеона – маленький носатый человечек с длинными руками, на тонких ногах, в огромных сапогах и шляпе – такого Наполеона можно часто видеть на карикатурах. Чичин Саша, ГБОУ ЦО "Русская карикатура времен Отечественной войны 1812 года".
Уничтожение французской армии Английские карикатурные рисунки стали так популярны в Европе, что художники других стран тоже стремились нарисовать нечто подобное. Немецкие карикатуры на Наполеона и его походы появились в Европе в 1813 г. Большая часть произведений была анонимна – не подписана авторами. Чичин Саша, ГБОУ ЦО "Русская карикатура времен Отечественной войны 1812 года".
Ретирада (отступление) французских генералов В России до 1812 г. карикатур на Наполеона не было, так как Россия и Франция были дружественными странами. Существует даже предположение, что российский император Александр I запретил сатирические выпады в сторону Бонапарта. Созданный в 1807 г. художником А.Г. Венециановым сатирический «Журнал карикатур на 1808 год в лицах» Александр I запретил издавать. Даты выпуска карикатур, или как их называли в России «летучих листов», историкам неизвестны, как и большинство имен авторов-художников профессионалов и любителей. В целом на тему Отечественной войны 1812 года было создано около 200 карикатур. В Москве до момента оставления ее русской армией были изданы всего 4 карикатуры. Чичин Саша, ГБОУ ЦО "Русская карикатура времен Отечественной войны 1812 года".
Чрезвычайная французская почта из Парижа В ходе первых же боев с французами стало ясно, что одними военными силами независимость России не отстоять. Война должна стать народной. Армии нужна мощная поддержка всех слоев общества – от крестьян, вооруженных вилами в партизанских отрядах, до дворян, которые не только занимали руководящие военные посты, но и могли создать мощное идеологическое оружие – художественные произведения: стихи, песни, карикатуры. Идею народной войны активно поддержал главнокомандующий русской армией Михаил Илларионович Кутузов (1745 – 1813 гг.). При его штабе уже в июле 1812 г. (менее чем через месяц после начала вторжения французской армии) была организована походная типография. Там вместе с газетой печатались и «летучие листки», призывавшие не только солдат и офицеров, но и весь русский народ к самоотверженной борьбе с захватчиками.. Чичин Саша, ГБОУ ЦО "Русская карикатура времен Отечественной войны 1812 года".
Русское развлечение (как футбол) Художники быстро откликнулись на события войны и сумели найти наиболее понятную форму – народную картинку. Таким образом, карикатуры стали популярны во всех слоях общества, вплоть до беднейших и часто неграмотных крестьян. Но карикатуры не были картинками для народных масс. Они часто сопровождались сложными подписями, иногда в стихотворной форме и даже на иностранных языках (преимущественно на французском, который считался обязательным языком общения среди образованных людей). Чичин Саша, ГБОУ ЦО "Русская карикатура времен Отечественной войны 1812 года".
Наполеонова дерзость – завладеть целым Светом Сатирические листы, не только раздавались в качестве агитационного материала, но и продавались как художественные произведения. Раскрашенные гравюры стоили дорого – от 1 до 3 рублей за лист в зависимости от качества раскраски (в 1812 году за 5 рублей можно было купить корову). Теребеневские карикатуры, изданные в виде альбома, стоили от 24 до 35 рублей ассигнациями. А бедные люди могли разглядывать их только на стенах, где карикатуры развешивали для всеобщего обозрения и «поднятия духа». Чичин Саша, ГБОУ ЦО "Русская карикатура времен Отечественной войны 1812 года".
Постой, мусье! Не вдруг пройдешь! Здесь хоть мужички, да Русские Москва находилась в эпицентре военных действий, поэтому союз художников- единомышленников возник в Петербурге. Достоверно известно, что в создании сатирических «летучих листов» принимали участие А.О. Орловский, К.А. Зеленцов, А.Е. Егоров, А.Л. Витберг. Но самыми известными авторами политической карикатуры 1812 г. были А.Г.Венецианов, И.А.Иванов, И.И.Теребенев. Чичин Саша, ГБОУ ЦО "Русская карикатура времен Отечественной войны 1812 года".
Знать вы в Москве не солоно хлебавши… Алексей Гаврилович Венецианов – (1780 – 1847 гг.) – русский живописец. Автор портретов Н. В. Гоголя (1834 г.), В. П. Кочубея (1830-е гг.), Н. М. Карамзина (1828 г.) и простых крестьян – картины «На пашне. Весна», «Жнецы», «Спящий пастушок». Принято считать, что на тему Отечественной войны 1812 г. он создал 20 карикатур. В его рисунках немного пояснительных надписей. Это отличает карикатуры А. Г. Венецианова работ И. И. Теребенева: «Наполеон после сражения под Малоярославцем», «Французы, голодные крысы, в команде у старостихи Василисы» Чичин Саша, ГБОУ ЦО "Русская карикатура времен Отечественной войны 1812 года".
Наполеон формирует армию… Иван Алексеевич Иванов (1780 – 1848 гг.) живописец видов и пейзажей. Автор многих акварельных и карандашных работ. Гравировал резцом в очерках, для раскраски, а также пунктиром и черной манерой. Принято считать, что на тему Отечественной войны 1812 г. создал 6 карикатур. В них меньше юмора, чем в работах его коллег, но более сложная художественная композиция: «Наполеон формирует новую армию из роты уродов и калек», «Бегство Наполеона». Чичин Саша, ГБОУ ЦО "Русская карикатура времен Отечественной войны 1812 года".
И мы твою, брат, слышали погудку, в присядку попляши теперь под нашу дудку! Иван Иванович Теребенев (1780 – 1815 гг.) – скульптор и рисовальщик. Важнейшие его произведения в Санкт-Петербурге – большие орнаментальные барельефы на здании Адмиралтейства, барельефы и статуи, украшающие Нарвские триумфальные ворота, и несколько фигур в здании биржи. Принято считать, что на тему Отечественной войны 1812 г. создал 43 карикатуры. Его карикатуры по литературной части были более содержательными и остроумными: «Угощение Наполеону в России», «Русская баня», «Попляши под нашу дудку», «Французские мародеры, испугавшиеся козы», «Французский вороний суп», «Нос, привезенный Наполеоном с собою из России в Париж». Чичин Саша, ГБОУ ЦО "Русская карикатура времен Отечественной войны 1812 года".
Обложка Азбуки И. И. Теребенев завоевал народную славу изданием азбуки, которая называлась «Подарок детям в память о событиях 1812 года». Карикатуры были вырезаны на металле, отпечатаны на листах размером 14 х 21 см и раскрашены от руки акварельными красками. Такие карточки должны были показать детям картины только что прошедшей войны. Чичин Саша, ГБОУ ЦО "Русская карикатура времен Отечественной войны 1812 года".
Ась?..Право глух, мусье, что мучить старика; коль надобно чего, спросите козака. В Азбуке были приведены многие примеры героизма русских людей. На карточке с буквой «А» был рассказ о старике, притворившемся глухим, чтобы не выдать французам своих односельчан, укрывшихся от врагов в лесу. Чичин Саша, ГБОУ ЦО "Русская карикатура времен Отечественной войны 1812 года".
Ребятушки, Напартов здесь как много. Слышь, Власьевна, держи на привязи их строго В Азбуке Карточка с буквой «И-I» повествовала о старостихе Василисе (Кожиной), которая создала партизанский отряд из безоружных крестьян, разивших врага крестьянским инвентарем: косами, вилами, топорами. Чичин Саша, ГБОУ ЦО "Русская карикатура времен Отечественной войны 1812 года".
Один лишь Росс в врагах чтит христианску кровь. Сколь месть его страшна, столь искренна любовь Карточки рассказывали и о доброте русских людей в военные времена. На листе с буквой «О» было изображено, как двое русских солдат кормят трех пленных французов у палатки. Ученые предполагают, что стихотворные подписи под картинками «Азбуки» были написаны И. И. Теребеневым. Чичин Саша, ГБОУ ЦО "Русская карикатура времен Отечественной войны 1812 года".
Русский Геркулес загнал французов в лес и давил как мух Отечественная война 1812 года способствовала развитию новых видов искусства, новых форм печати. Опыт прошлых эпох не был забыт в России. Политическая сатира, к которой относится жанр карикатуры, использовался для поднятия патриотизма и боевого духа в Первой мировой войне 1914 – 1918 гг. и в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг., вдохновляя русских людей на подвиги. Мы злому врагу все отрежем пути, из петли, из этой ему не уйти! Хоть одет ты и по форме – Получай ка по платформе. А чтоб не был ты кремнем Проучу тебя ремнем. А союзнику убогу Прищемлю я больно ногу. Чтобы долго помнил шельма, Что страдает от Вильгельма. Чичин Саша, ГБОУ ЦО "Русская карикатура времен Отечественной войны 1812 года".