Европейский опыт Альтернативы судебному разбирательству споров между административными органами и частными сторонами
Базовые правовые основы «Каждый, чьи права и свободы, изложенные в настоящей Конвенции, нарушены, располагает эффективными средствами правовой защиты перед национальными властями даже, если такое нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве». Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) Статья 13
Правовые основы Рекомендация R (2001) 9 Комитета министров государствам- членам об альтернативах судебному разбирательству между административными органами и частными сторонами
Стимулы разработки и внедрения альтернатив судебному разбирательству право граждан на надлежащее управление граждане сейчас больше знают о своих правах и о том, на что они могут претендовать, и традиционных судебных процедур уже недостаточно для удовлетворения их потребностей в правосудии. недостаточность (количественная и качественная) ресурсов судов (чрезмерная нагрузка на них, негибкость процедур, только закон, без справедливости и целесообразности)
Виды альтернативного разрешения споров между административными органами и гражданами: внутренние пересмотры примирение посредничество урегулирование путем переговоров арбитраж
Внутренние пересмотры: Это апелляционная процедура перед компетентным административным органом Этим компетентным органом может быть - орган, издавший оспариваемый акт, вышестоящая инстанция в административной иерархии - или орган, специально назначенный с этой целью.
Примирение Примирение: несудебная процедура с участием третьей стороны с целью привести стороны к взаимно приемлемому решению В зависимости от ситуации примирение может приводить к урегулированию путем переговоров между сторонами (см. ниже) или к одностороннему решению, принятому административным органом, такому как отзыв оспариваемого акта.
Посредничество Посредничество: несудебная процедура с участием третьей стороны, предлагающей решение спора в форме мнения или рекомендации, не имеющих обязательной силы. Как и примирение, посредничество может приводить к урегулированию путем переговоров между сторонами или к одностороннему решению, принятому административным органом.
Примирение и посредничество Примирение и посредничество могут проводиться по инициативе заинтересованных сторон, судей или в обязательном порядке по закону. Примирители и посредники должны проводить встречи с каждой стороной отдельно или одновременно, чтобы достичь решения. Примирители и посредники могут предложить административному органу отменить, отозвать или изменить акт на основании целесообразности или законности.
Урегулирование путем переговоров: Урегулирование путем переговоров: соглашение, достигаемое в результате одной из вышеупомянутых процедур или какой-либо другой процедуры, по которому стороны прекращают свой спор. Урегулирование путем переговоров, в отличие от других способов, предусмотренных рекомендациями, по существу, представляет собой акт (документ) об условиях прекращения спора.
Арбитраж Арбитраж: процедура, при которой ответственность за урегулирование спора вне судебной системы решением, юридически обязательным для сторон, возлагается на одно или несколько специально назначенных лиц.
Регулирование альтернативных способов Должно: обеспечивать получение сторонами надлежащей информации о возможном применении альтернативных способов; обеспечивать независимость и беспристрастность примирителей, посредников и арбитров; гарантировать справедливое производство по делу, обеспечивающее, в частности, соблюдение прав сторон и принципа равенства; гарантировать, насколько это возможно, прозрачность применения альтернативных способов и определенный уровень свободы действий; обеспечивать исполнение решений, достигнутых с применением альтернативных способов. Регулирование должно способствовать завершению альтернативных процедур в разумные сроки путем введения ограничений по времени или иным образом.
Классификация споров между гражданами и административными органами Споры по поводу юридической неправомочности решения, вызванной неспособностью должностного лица понять правовое основание решения, в результате чего было принято неправильное решение; Споры по поводу принятия решения на основе недостаточной или неправильной информации; Споры, вызванные несправедливым применением дискреционных полномочий; Споры, возникающие в результате недобросовестной работы органов государственного управления (например, серьезная задержка в принятии решения, потеря официальных документов, или даже неподобающее поведение должностных лиц и других сотрудников по отношению к гражданам); Споры, вызванные представлением о фундаментальной «несправедливости» или несовместимости с правами человека правил и норм, которые должны применять должностные лица; Споры, вызванные убеждением, что не соблюдается «публичный интерес», например, когда речь идет об органах регулирования поставщиков коммунальных услуг, таких как электроснабжение, газоснабжение или водоснабжение.
Выводы 1 применяются различные формы досудебных процедур урегулирования споров с участием административных органов применение досудебного обжалования как обязательной процедурой до обращения в суд основано, как правило,на предварительном соглашении сторон (арбитраж) эти процедуры носят неформальный характер не только в отношении обратившегося лица, но и в отношении административного органа.
Выводы 2 Существуют процедуры, в рамках которых административный орган выступает не в роли спорящей стороны, а в качестве медиатора по отношению к субъектам спора. Решение административного органа по таким спорам в отдельных случаях рассматривается как обязательное для участников, в других – как рекомендательное. Рассмотрение заявлений производится бесплатно для заявителя Как правило, присутствует предельный срок, в течение которого можно обратиться с жалобой в порядке досудебного урегулирования