Условия обеспечения толерантности, доверия и психологического комфорта в системе общего образования Карабанова О.А. МГУ имени М.В.Ломоносова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
Advertisements

«Актуальные вопросы психологического сопровождения введения ФГОС ДО» I. Теоретическая часть «Организация психолого-педагогического сопровождения образовательного.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Цели, задачи, основные направления воспитательного процесса. Модель личности выпускника.
Экспертиза психологической безопасности образовательной среды.
© Фокина Лидия Петровна ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МБДОУ 40 «РУЧЕЁК»
Анализ личностно - ориентированного урока. Анализ -
ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА. Воспитание творческой, самоактуализирующейся личности ребенка предполагает: признание важности процессов саморазвития ребенка,
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.
ЧАСТЬ 1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ.
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА «СОЛНЫШКО» С.МУСОРКА ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА.
1) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; 2) обеспечение равных возможностей для полноценного.
Программа «Московское образование » Доклад методиста НМЦ, психолога школы 424 Заботкиной Н.В.
Стандарты второго поколения Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения Основная школа.
Система оценки качества образования. – комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным.
Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ.
Личностно- ориентированный подход в обучении на уроках истории и обществознания.
Образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 11 «Родничок» г. Орска.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ муниципального образовательного учреждения Березовской средней общеобразовательной школы 1.
ВВЕДЕНИЕ ФГОС ДО. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ФГОС ДО Кириллов Иван Львович, зам. директора по.
Транксрипт:

Условия обеспечения толерантности, доверия и психологического комфорта в системе общего образования Карабанова О.А. МГУ имени М.В.Ломоносова

Конвенция о правах ребенка – правовая основа разработки стратегии образования и воспитания «… целью образования является всестороннее развитие личности и способностей ребенка ; подготовка к активной жизни во взрослом возрасте, воспитание уважения к родителям, к основным правам человека, к природе, к ценностям своей собственной культуры и всех других культур и национальностей, подготовка ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения » ( статья 29).

Требование психолого-педагогического обеспечения образовательного процесса - основа проектирования современной школы как ресурса толерантности, психологического комфорта и доверия Конвенция о правах ребенка отражает общее согласие в том, что дети имеют право на особую заботу и помощь (Преамбула) и выдвигает требование к государству приложить усилия для обеспечения максимально возможной степени развития ребенка (статья 6, пар.2), чтобы в итоге он смог достичь полной независимости в обществе. Детям в соответствии с этим предоставляется право неограниченного доступа к службам охраны здоровья, и в частности к службам охраны психического здоровья наиболее совершенного уровня (статья 24, параграф 1).

Психологический комфорт ПК - состояние благополучия, эмоциональной стабильности, сбалансированности отношений с миром, переживание базового доверия, безопасности и доброжелательности в отношениях с «миром людей» и «миром вещей», гармоничным общением как со значимым Другим, так и с более далеким кругом общения. Отсутствует насилие в любой форме.

Толерантность - способность человека, сообщества, государства слышать и уважать мнение других, невраждебно встречать отличное от своего мнение; - готовность и способность без протеста воспринимать личность или явление; -толерантность как взаимопонимание; - уважение свободы другого, его образа мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов; - уважение, принятие, правильное понимание богатого мира многообразных культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности; - проявление терпимости к представителям других культур, верований и стран; -стремление решать конфликты без насилия; - способность и стремление диалогу, - толерантность – мирная настроенность, антипод агрессивности, злости, раздражительности, насилию, отвержению

Насилие Психологическое насилие – социально- психологическое воздействие, преднамеренно принуждающее другого человека или группу людей к поступку или поведению, которые не входили в их намерения; нарушающее границы личности или социальной группы, осуществляемое без информированного согласия и без обеспечения социальной и психологической безопасности индивида или группы людей, а также всех их законных прав; приводящее к социальному, психологическому, физическому или материальному ущербу. Психологическое насилие (ущерб, вред, травма, агрессия, эксплуатация) побуждается мотивами самоутверждения за счет других, мотивом установления контроля над людьми.

Психологическое насилие сможет выступать в формах: - психологического воздействия (угрозы, унижения, оскорбления, чрезмерные требования, чрезмерная критика, ложь, изоляция, запреты на поведение и переживания, негативное оценивание, фрустрация основных нужд и потребностей); - психологических эффектов (утрата доверия к себе и миру, диффузная самоидентичность, полезависимый когнитивный стиль, внешний локус контроля, беспокойство, тревожность, нарушения сна и аппетита, депрессия, агрессивность, уступчивость, угодливость, плохая успеваемость, коммуникативная некомпетентность, низкая самооценка, склонность к уединению, суицидальные наклонности, задержки физического и психического развития) - психологических взаимодействий (доминантность, эффективность, непредсказуемость, непоследовательность, неадекватность, бесчувственность, ригидность, безответственность, неуверенность, беспомощность, самоуничижение.)

Образовательная среда (ОС) ОС - основа эффективности школы, включающая ряд характеристик, таких как стиль общения, психологический климат, эмоциональное благополучие детей в школе, поощрение творчества, узость-богатство культурного содержания и пр.

Образовательная среда ОС - совокупность условий для обучения, развития и социализации учащихся, которая обеспечивает возможность проявления и развития их способностей в соответствии с природными задатками и интересами, и социальным запросом на образование (В.И.Панов)

Коммуникативно-ориентированная модель образовательной среды (В.В.Рубцов) ОС - интегративная комплексная характеристика школы - определяемая целевыми установками педагогического коллектива, - находящая выражение в системе средств достижения поставленных целей (учебных программах, организации уроков, типе взаимодействия педагогов с учащимися, качестве оценок, стиле межличностных отношений между учащимися; в организации внеучебной школьной жизни, материально-техническом оснащении школы и т.д.) оцениваемая по развивающему эффекту

Коммуникация, общение и кооперация - источник развития, определяющий зону ближайшего развития учащихся Структура ОС: целевые установки школы; психологический климат, социально- психологическая структура коллектива, психологическая организация и технологии передачи знаний; психологические характеристики учащихся.

Требования как системообразующая основа стандарта второго поколения 3 группы требований (3Т) требования к результатам, требования к условиям достижения результатов требования к ресурсному обеспечению достижения результатов

Характеристики требуемых результатов в отношении образовательной среды, учебной деятельности и сотрудничества как условий толерантности, психологического комфорта и доверия в современной школе: личностное, социальное, познавательное развитие учащихся на основе полной реализации личностного, духовно-нравственного и интеллектуального потенциала каждого учащегося; принятие самоценности учащегося, приоритет гуманистических ценностей в образовании; становление и развитие субъектности учебной деятельности каждого учащегося с перспективой перехода к деятельности самообразования и саморазвитию; учебное сотрудничество. Ключ к развитию социальной компетентности личности лежит в проектировании и организации совместных социальных действий (Асмолов А.Г.) индивидуально-дифференцированный подход, учет образовательных интересов и склонностей детей, индивидуальная психологическая безопасность как психологическая защита каждого участника образовательного процесса от травли и буллинга мобильность образовательной среды как способность к эволюционным прогрессивным изменениям

Характеристики требуемых результатов в отношении образовательной среды, учебной деятельности и сотрудничества как условий толерантности, психологического комфорта и доверия в современной школе: социально-психологическая комфортность образовательной среды включающая следующие показатели: - взаимопонимание и удовлетворенность взаимоотношениями субъектов образовательного процесса; - преобладающее позитивное настроение участников образовательного процесса; - авторитетность; - авторитетность администрации и педагогов; - степень участия всех субъектов в управлении образовательного процесса соответственно мере компетентности; - сплоченность и сознательность субъектов образовательного процесса; - продуктивность взаимодействия в обучающем компоненте образовательного процесса; способность образовательной среды обеспечивать удовлетворение всего иерархического комплекса потребностей образовательного процесса, создавая их мотивацию

Факторы риска в школьной образовательной среде - недостаточное кадровое обеспечение квалифицированными учителями; - интенсификацию учебного процесса, повышенную учебную нагрузку, ее распределение в течении учебного года, информационная насыщенность, интенсивность самостоятельной и классной работы; - несоответствие методик и образовательных технологий возрастным и функциональным возможностям школьников; - нерациональная организация учебной деятельности и учебного сотрудничества; - несоответствие уровня требований учебного предмета возможностям ученика; - познавательную и интеллектуальную пассивность учащихся; - взаимоотношения (стиль взаимоотношений педагога и учащихся, а также взаимоотношения с родителями) и неэффективные формы общения, низкая коммуникативная компетентность участников образовательного процесса; - недостаточную защищенность от психологического насилия в школе; - функциональную неграмотность педагога в области охраны и укрепления здоровья, применения здоровьесберегающих технологий; - отсутствие системы работы по формированию здорового образа жизни среди учащихся, профилактике вредных привычек, половому воспитанию; - неудовлетворительное состояние соматического и психического здоровья участников образовательного процесса; - недостаточную материально-техническую базу; - условия обучения, включая все параметры обучения, подлежащие санитарно- гигиеническому нормированию (освещение, полиграфия учебников и пр).

Критерии обеспечения толерантности, доверия и психологического комфорта в современной школе реализация целей развивающего образования, включая социальное, личностное познавательное развитие личности; духовно-нравственное воспитание учащихся как формирование гражданской идентичности, нравственности, патриотизма в соответствии с возрастными особенностями учащихся; формирование толерантности учащихся как личностной черты и стратегии поведения; физическая, социальная, психологическая безопасность, как индивидуальная, так и групповая; высокая эффективность общения в учебном и деловом сотрудничестве; взаимопонимание, доверие и уважение в межличностных отношениях всех участников образовательного процесса; высокий уровень школьных достижений, адекватный потенциалу возможностей учащихся и особенностям их образовательных потребностей; эмоциональная стабильность, отсутствие выраженной школьной тревожности, эмоционально-позитивное отношение к школе у всех участников образовательного процесса, фрустрационная устойчивость; согласованность интересов всех участников образовательного процесса – общества, государства, школы, семьи, учащегося.

Условия ресурсного обеспечения толерантности, доверия и психологического комфорта в системе общего образования развитие учебного сотрудничества ученик-учитель, переход от субъект-объектной логике к логике со-действия, со- трудничества, когда учитель и ученик выступают как партнеры совместного развития; сотрудничество как партнерские равноправные отношения, исключающие манипуляцию, авторитаризм, доминирование; эффективное педагогическое общение; конструктивное разрешение конфликтов в системе ученик- учитель, ученик-ученик, учитель-учитель, учитель- администрация учитель- родитель, родитель-администрация; создание психологической службы в школе (функции психологической профилактики, коррекции, реабилитации, психологической помощи в кризисной ситуации, социально- психологическое обучение через систему тренингов и социально-психологических игр, психолого-педагогическое сопровождение личностного, социального, профессионального сопровождения молодежи); активное противодействие всем видам насилия, отвержения, интолерантности силами педагогического и ученического коллектива;

Условия ресурсного обеспечения толерантности, доверия и психологического комфорта в системе общего образования создание индивидуальной психолого-педагогической программы сопровождения для каждого учащегося с учетом избирательности интересов, познавательных потребностей и склонностей учащихся; использование передовых психолого-педагогических образовательных технологий; использование современных информационно- коммуникационных технологий в образовательном процессе применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе; постоянно действующая система повышения квалификации и профессионального роста педагогов; развитие системы школьного самоуправления; открытость школы к развитию, инновациям, преобразованиям, связанным с модернизацией системы общего образования; соответствие материально-технической базы, обеспеченности помещениями, их оборудованием требованиям санитарно-гигиенических норм

Требования к психолого-педагогическому обеспечению современной школы 1. обеспечивать внедрение психологических знаний в практику образования, психологическую грамотность участников образовательного процесса как ресурса сохранения и укрепления соматического, нервно- психического, нравственного и психологического здоровья детей и молодежи, установления и поддержания оптимального социально-психологического климата в коллективах ОУ; 2. обеспечивать психологическое сопровождение детей и молодежи на этапах общего образования, предпрофильной подготовки и профильного обучения, в условиях дистанционного и обучения и экстерната, в условиях дополнительного образования детей и молодежи; 3. обеспечивать психологическое сопровождение модернизации образования; 4. реализацию равноправного диалогического учебного сотрудничества на основе принятия самоценности ребенка и детства, уникальности и самобытности личности и ее права на выбор индивидуальной образовательной траектории с учетом возрастных, индивидуальных особенностей и познавательных потребностей и избирательности интересов;

Требования к психолого-педагогическому обеспечению современной школы 5. обеспечивать комплексность оказания психологической помощи и сопровождения, путем организации взаимодействия разных специалистов для решения проблем детей и молодежи; 6. обеспечивать психологическую поддержку и сопровождение детей «групп риска» - детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, одаренных детей, детей с девиантным поведением, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с отклонениями в развитии и т.п. 7. обеспечивать проведение психологического мониторинга, проектирования и экспертизы образовательных программ и образовательного процесса; 8. обеспечивать эффективную деятельность центров психолого-педагогической медико-социальной помощи детям (ППМС-центров) в ее психологической составляющей.

Спасибо за внимание!