Выполнила: Гессель Т.И.
«Гамлет» - главное создание Шекспира. Не один образ, созданный поэтами не тревожит и не волнует нас до такой степени. Мы с вами прочитали эту знаменитую трагедию и постараемся сегодня на уроке понять мысль автора, проникнуться в его идеи, увидеть старую трагедию глазами новой эпохи и попробуем открыть для себя «своего» Гамлета.
Фабула: Перипетия (перемена событий к противоположному, происходящая по законам вероятность или необходимости); Узнавание (переход от незнания к знанию, который ведет или к дружбе, или в вражде лиц); Страдание (действие, причиняющее гибель или боль). Кульминация - монолог Гамлета. Узнавание - встреча с призраком, страдание - смерть Полония, Офелии, развязка - гибель героев. Художественная цель пьесы - трагедия должна быть осознана как мистическая реальность необъяснимость связи событий и самого Гамлета. Составные части драмы
Принц Гамлет новый человек, внезапно осознавший свою чужеродность в странном ирреальном мире королевского дворца. Начало этому осознанию было положено перед стенами Эльсинорского дворца, где Гамлету явилась тень его покойного отца-короля. Впервые принц почувствовал дыхание судьбы, впервые вступил в беседу с обитателем мира мертвых. Первая сцена трагедии поражает своим величием. Призрак зовет Гамлета с собой, чтобы на краю обрыва поведать принцу страшную правду о смерти его отца прежнего короля Дании.
Этот эпизод завязка трагедии. Именно здесь судьба наносит Гамлету жестокий удар, от которого принцу уже не оправиться. Гамлет встает на путь мести. Он готов на все, чтобы наказать Клавдия убийцу отца. Но сознание Гамлета не слепо. Принц страдает из-за того, что ему уготовано совершить месть.
Гамлет проявляет немалую силу духа, выдержку, смекалку. Чтобы спасти свою жизнь, он умело притворяется безумным. При этом мысль принца работает неустанно. Он ищет пути к достижению поставленной цели и находит их.
- приехал из университета, любит искусство, театр, сам пишет стихи. - способен любить и страдать, испытывает боль и гнев от смерти отца. - любит Офелию, но разочаровывается в ней. - способен на большую дружбу, оценивает людей по личным качествам, а не по положению, которое они занимают. Единственный друг –Горацио. - радостно встречает актеров, любит народ. - своенравная сила воли, способность увлекаться борьбой: «Есть прелесть в том, когда хитрости столкнутся лбом». Так какой же он, Гамлет?
Противники Гамлета расшатали век, это носители порока. Кто же они? -Клавдий- коварный, расчетливый, добивается престола ценой кровавого преступления, братоубийства.
Друзья Гамлета. Что можно сказать о них? - Полоний, Розенкранц, Гильденстерн становятся шпионами, Лаэрт – убийцей. Гамлет оказывается во враждебном ему обществе. И трагедия Гамлета в ощущении своего бессилия против этого зла.
Объявление войны между Гамлетом и Клавдием. Клавдий –главный тюремщик, и нужно было обнажить пред всеми облик преступника, завладевшего троном путем убийства брата. Перед нами другой Гамлет. Отброшены сомнения и колебания, решительность действий, изобретательность ума, расчет ан слабость Клавдия- активность противостоит прежней двойственности и самобичеванию. Спектакль ошеломил Клавдия: он бежал в растерянности. Гамлету удалось «заарканить совесть короля». Борьба не на жизнь, а на смерть.
-Убийство Полония- Офелия- Лаэрт- королева- король. Одна смерть тянет за собой другую. Гуманист Гамлет сам разрушает веру в человека, веру в жизнь: жестокость порождает жестокость, убийство- новое убийство. Стремясь постичь мир, исправить его, Гамлет умирает.
Кульминация трагедии, ее три сцены имеют следующее значение: 1) Гамлет окончательно убеждается в вине Клавдия, 2) сам Клавдий сознает, что его тайна известна Гамлету и 3) Гамлет, наконец, «открывает глаза» Гертруде на истинное положение вещей она стала женой того, кто убил ее мужа! Два момента являются решающими в сценах кульминации: то, что король догадывается о знании Гамлетом тайны смерти его отца, и то, что во время беседы с матерью Гамлет убивает подслушивающего их Полония. Теперь у короля нет сомнения в том, что Гамлет намерен убить и его.