МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Культура Древнего Египта Земле Фараонов Древние греки дали имя «Египет», что означает «загадка», «тайна». С особой силой чувствуется здесь, что тайна некогда славной цивилизации еще скрывается на этой земле в этих камнях, в улыбках богов, в вертикалях колонн. На свете немало стран богатых историческими памятниками. Но ни по возрасту, количеству, масштабам и сохранности памятникам Египта нет равных. Египтяне -один из первых в мире народов, у которых появился письменный язык, сохранивший записи своей истории. Древний Египет представлял собой высокоразвитое общество. Фараон был центром и средоточием всей власти. Древние Египтяне были чрезвычайно мрачным народом, одержимым мыслями о смерти. Заупокойный культ и религиозные обряды занимали огромное место в представлении египтян о загробной жизни.
Все религиозные обряды имели свое символическое значение. Религия и символы всегда тесно переплетались между собой. Благодаря дожившей до нас символики мы получили доступ к пониманию религиозной жизни прошлого древних египтян. Религиозная символика была важной частью культуры Древнего Египта. Она выражалась в виде знаков, чисел, букв, иероглифов, изображений ликов богов, мистических образов птиц, зверей, растительного мира и др., и присутствовала во всех творениях строителей, архитекторов, художников, скульпторов при возведении пирамид, храмов, создании статуй фараонов и богов, в рельефах, живописи и декоративно-прикладном искусстве: одеянии, предметах быта. Символический язык египтян изучается по сей день и открывает нам все новые тайны древней египетской земли. Над разгадкой многого того, что было известно «им» предстоит потратить немало усилий не только нынешнему поколению, но и грядущим поколениям человечества.
Архитектура и монументальное искусство Минули тысячелетия, но до сих пор нам так и неизвестно как построены пирамиды. Как удавалось древним с такой легкостью и изяществом обрабатывать камень? Сегодня существует много гипотез и легенд о самом возрасте Египта и в частности пирамид. В каждой из них есть доля вымысла как и в остальной жизни. Из глубины веков смотрят на нас эти загадочные сооружения, истинные свидетели, которые знают правду о сокровенной истории своей земли. Пирамиды Гизы по праву считаются одним из семи чудес Древнего мира. О них написаны тысячи книг, а они словно звезды на земле продолжают излучать свой таинственный свет, зовущий тех, кто откроет их истину. В Нижнем Египте находятся все самые известные комплексы пирамид-Гиза, Дахшур, Саккара. Пирамида
Пирамида Джоссера, воздвигнутая зодчим Имхотепом, впоследствии обожествленной потомками, предназначалась для фараона Джоссера. Это ступенчатая лестница, ведущая к богам. Пирамида являлась своеобразной усыпальницей, для захоронения фараона. В ней помещался саркофаг с мумией фараона. Это было великое таинство возрождения не только фараона, но и всего Египта. пирамида Хеопса – самая большая и самая древняя
Сфинкс Сфинкс - греческое название смешанного существа – полульва-получеловека, которое особо знаменито благодаря размерам своего высеченного из скалы в Гизе изображения длинной 57 м. Вопреки фантастическим гипотезам оно происходит не из доисторических времен, а представляет фараона Хефрена (ок до н.э.) с львиным туловищем и символизирует его непобедимость. В этом же виде изображались и другие Египетские фараоны, например, Сесострис III, Аменхотеп III, с тем чтобы через символический образ царственного зверя возвысить их до властителей над всем остальным человечеством. Реже таким образом изображались жены фараонов. Большой сфинкс, возлежащий у подножия Великих пирамид Гизы, смотрит в сторону восходящего солнца, на восток, отвернувшись от пирамид. Сфинкс по мнению исследователей- это нечто божественное, об этом говорят иероглифические надписи на стенах верховных египетских храмов, где, бог изображен преобразующимся во льва с человеческой головой для того чтобы победить (покорить) бога Сета-египетского сатану.
Сфинкс заключает (хранит) какой-то архитектурный секрет и скрывает какую-то тайну, высеченную в камне. Сфинкс Гизы это молчаливый страж пустыни, страж 3-х усопших фараонов: Хесиса, Хефрена и Микерина, стоит одиноко, без храма за своей спиной. Во всех остальных частях Египта малые копии сфинкса устанавливались их почитателями перед храмами как стражи и защитники порога (преддверия), либо львы изображались на вратах храмов в защитной роли. Даже ключи храмов были в форме льва. «Великий сфинкс» Размеры: Длина – 72 м. В плечах – 11,5 м. Высота – 20 м.
Храм Храм - не только обозначение сооружений сакрального характера, но и символ «святыни» в любом мыслимом смысле, а также возвышенного стремления к созданию некоей духовной сферы среди повседневности Храм зачастую строился, исходя из космологического представления Вселенной и образно воспроизводил мировой порядок. В Верхнем Египте по обоим берегам Нила располагаются храмы. Символ Египта -это путь. Великие законы вселенной и человека отражались в храмах- земных обителях богов. Египетский храм -это дорога в камне. Постепенно сужаясь, она ведет от ворот через аллею сфинксов, минуя проходы и колонные залы к святилищу. Все части храма были связаны с элементами гармоничной вселенной. Входной пилон символизировал горизонт, между холмами которого поднимается солнце. Крыша храма, воплощавшая собой небо, украшалась звездами и изображениями планет.
«Галерея фараонов» Храм Хонсу в Корнаке. Вид из святилища на алтарь. Этот храм построен для царя и его приближенных.
Обелиски Среди величественных руин Корнаха и поныне потрясающих воображение человека, вот уже 3600 лет возвышаются обелиски. ОБЕЛИСКИ – (столбы) – символ оси мира, связь неба с землей. Покрывающее их золото исчезло, но гранит сохранил слова их творца, царицы Хатшепсут. «Сотворила я это с любящим сердцем для отца моего – Амона, посвященное в таинство его начала начал. Вот мечется сердце мое туда и обратно, думая, что же скажут люди, кто увидит памятники мои сотворенные, спустя годы и будут говорить о том, что я совершила. Не говорите «мы не знаем. Мы не знаем как воздвигли это, два обелиска, что покрыты электрумом, высота которых достигает небес. Услышав это, не говори, что похвальба, но скажи «как похоже это на ее величество Хатшепсут, как достойна отца его – бога Амона».
Символические формы изображения В сложных символических формах художники Древнего Египта не только сочетали элементы изображаемого друг с другом, но и четко следовали их расположению и ориентации согласно закону религиозных обрядов Фараон в образе бога Осириса Супруга фараона в образе богини Хатор
Соседство человеческого и божественного Покрытые иероглифами потолки и стены храмов представляют человека в окружении божеств. Соседство человеческого и божественного дает ключи к пониманию тайны существования жизни.
Символические формы и цвет в живописи Лаконичность, изящество и тонкость деталей,искусно выписанные бутоны лотоса, пальмообразные растения передавались в символических формах живописи, в фрагментах настенных росписей. Фон, верхний и нижний пояса многих картин украшались растительным орнаментом в виде пальм, цветков лотоса. Основным цветом в портретной, пейзажной, живописи бытовых цен – были излюбленные цвета египтян: зеленый, голубой (лазурный), охра, терракота и их оттенки.