Цель педагогического совета: разработать модель работы с гиперактивными детьми. разработать модель работы с гиперактивными детьми.
«Ни одна таблетка не может научить человека, как надо себя вести. Неадекватное же поведение, возникшее в детстве способно зафиксироваться и привычно воспроизводиться». Ю.С. Шевченко. Доктор медицинских наук, профессор.
Распространенность гиперактивности среди детей
Проявление гиперактивности среди мальчиков и девочек
Причины гиперактивности детей - генетические факторы - генетические факторы - особенности строения и функционирования головного мозга - особенности строения и функционирования головного мозга - родовые травмы - родовые травмы - инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в первые месяцы жизни. - инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в первые месяцы жизни.
Портрет гиперактивного ребенка Подвижен ; Подвижен ; Вспыльчив; Вспыльчив; Раздражителен; Раздражителен; Неуклюжий; Неуклюжий; Много двигается; Много двигается; Вертится на месте; Вертится на месте; Чрезмерно говорлив; Чрезмерно говорлив; Создает конфликтные ситуации; Создает конфликтные ситуации; Часто обижается, но о своих обидах быстро забывает; Часто обижается, но о своих обидах быстро забывает; Безответственен и т.д. Безответственен и т.д.
«Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи. Проливает молоко. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается. Часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов» В. Оклендер, американский психолог.
Критерии первичной оценки проявлений гиперактивности и тревожности у ребенка Критерии оценки Гиперактивный ребенок Тревожный ребенок Контроль поведения Постоянно импульсивен Способен контролировать поведение Двигательная активность Постоянно активен Активен в определенных ситуациях Характер движений ЛихорадочныбеспорядочныБеспокойныенапряженные
Критерии гиперактивности. (по П. Бейкеру и М. Алворду) Дефицит активного внимания Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание. Не слушает, когда к нему обращаются. Не слушает, когда к нему обращаются. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его. Испытывает трудности в организации. Испытывает трудности в организации. Часто теряет вещи. Часто теряет вещи. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий. Часто бывает забывчив. Часто бывает забывчив.
Двигательная расторможенность Постоянно ерзает. Постоянно ерзает. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, бегает, забирается куда-либо). Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, бегает, забирается куда-либо). Спит намного меньше, чем другие дети. Спит намного меньше, чем другие дети. Очень говорлив. Очень говорлив.
Импульсивность Начинает отвечать, не дослушав вопроса. Начинает отвечать, не дослушав вопроса. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает. Плохо сосредотачивает внимание. Плохо сосредотачивает внимание. Не может дождаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза). Не может дождаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза). Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемого правилами. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемого правилами. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты.
Работа с родителями гиперактивного ребенка Убедить родителей в том, что их ребенок такой какой он есть. Убедить родителей в том, что их ребенок такой какой он есть. Встречать родителей не жалобами, а позитивной информацией. Встречать родителей не жалобами, а позитивной информацией. «Карточки-переписки» с родителями. «Карточки-переписки» с родителями. Размещение информации в уголке для родителей. Размещение информации в уголке для родителей.
Правила работы с гиперактивными детьми Работать с ребенком в начале дня, а не вечером. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером. Уменьшить рабочую нагрузку ребенка. Уменьшить рабочую нагрузку ребенка. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки. Быть драматичным, экспрессивным педагогом. Быть драматичным, экспрессивным педагогом. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
Правила работы с гиперактивными детьми Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым. Использовать тактильный контакт. Использовать тактильный контакт. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
Правила работы с гиперактивными детьми. Оставаться спокойным при работе с гиперактивным ребенком. Оставаться спокойным при работе с гиперактивным ребенком. Помните: Помните: «Нет хладнокровия –нет преимущества».