А.Н.Толстой «Пётр Первый». Профессионализм как смысл жизни. Анализ эпизода прозаического текста. Подготовка к сочинению. Урок литературы в 11 классе
Ясинская Ясинская Светлана Светлана Георгиевна Георгиевна МОУ «СОШ 22» МОУ «СОШ 22» Череповец Череповец
Содержание Цель урока Цель урока Цель урока Цель урока Найдите ошибки Найдите ошибки Найдите ошибки Найдите ошибки Повторение. Определение эпизода Повторение. Определение эпизода Повторение. Определение эпизода Повторение. Определение эпизода Повторение. Роль эпизода в тексте Повторение. Роль эпизода в тексте Повторение. Роль эпизода в тексте Повторение. Роль эпизода в тексте Повторение. Эпизод как часть сюжета Повторение. Эпизод как часть сюжета Повторение. Эпизод как часть сюжета Повторение. Эпизод как часть сюжета Повторение. Сочинение – рассуждение Повторение. Сочинение – рассуждение Повторение. Сочинение – рассуждение Повторение. Сочинение – рассуждение Повторение. План анализа эпизода Повторение. План анализа эпизода Повторение. План анализа эпизода Повторение. План анализа эпизода Анализ эпизода. Вступление сочинения Анализ эпизода. Вступление сочинения Анализ эпизода. Вступление сочинения Анализ эпизода. Вступление сочинения Анализ эпизода. Основная часть сочинения Анализ эпизода. Основная часть сочинения Анализ эпизода. Основная часть сочинения Анализ эпизода. Основная часть сочинения Анализ эпизода. Заключение сочинения Анализ эпизода. Заключение сочинения Анализ эпизода. Заключение сочинения Анализ эпизода. Заключение сочинения Домашнее задание Домашнее задание Домашнее задание Домашнее задание Литература Литература Литература
Цель урока Сегодня мы два урока посвящаем разбору фрагмента из романа А.Толстого «Пётр Первый», подготовке к сочинению типа анализа эпизода. Сегодня мы два урока посвящаем разбору фрагмента из романа А.Толстого «Пётр Первый», подготовке к сочинению типа анализа эпизода. Урок имеет обобщающий характер. Урок имеет обобщающий характер.
Найдите ошибки 1.Василий Голицын ткнулся на табурет, с досадой оглядывал маменькину опочивальню. Софья, сидя против него, ласково улыбалась… 1.Василий Голицын ткнулся на табурет, с досадой оглядывал маменькину опочивальню. Софья, сидя против него, ласково улыбалась… - Женить тебя хочу… - Женить тебя хочу… Стремительно Василий вскочил, размахивая руками, забегал от озарённых ликов святителей до двери вкривь и вкось по спальне. Сел. Дёрнул головой… Стремительно Василий вскочил, размахивая руками, забегал от озарённых ликов святителей до двери вкривь и вкось по спальне. Сел. Дёрнул головой… Большие ступни повернулись носками внутрь. Большие ступни повернулись носками внутрь. 2.Синие глаза Петра блестели возбуждённо. Час был решительный – надо было сказывать нового царя. Кого? Александра или Ивана? Сына ли Нарышкиной или сына Милославской? Оба ещё несмышлёные мальчишки, за обоими сила – в родне. Иван – горяч умом, крепок телесно. Александр - слабоумный, больной, вей из него верёвки…Что предпочесть? Кого? 2.Синие глаза Петра блестели возбуждённо. Час был решительный – надо было сказывать нового царя. Кого? Александра или Ивана? Сына ли Нарышкиной или сына Милославской? Оба ещё несмышлёные мальчишки, за обоими сила – в родне. Иван – горяч умом, крепок телесно. Александр - слабоумный, больной, вей из него верёвки…Что предпочесть? Кого?
Повторение Определение эпизода. Определение эпизода. В науке определений эпизода много. Вот лишь два. Прочитайте В науке определений эпизода много. Вот лишь два. Прочитайте Что объединяет эти определения ? Что объединяет эти определения ? В чём различие ? В чём различие ? Назовите синонимы к слову эпизод. Назовите синонимы к слову эпизод.
Определение эпизода Эпизод ( греч. привходящий, посторонний ) – та или иная в известной степени завершённая и самостоятельная часть литературного произведения, которая изображает законченное событие или важный момент в судьбе персонажа. Эпизод ( греч. привходящий, посторонний ) – та или иная в известной степени завершённая и самостоятельная часть литературного произведения, которая изображает законченное событие или важный момент в судьбе персонажа. Эпизод - часть (отрывок, фрагмент ) художественного произведения, имеющая относительную законченность и представляющая отдельный момент развития темы. Эпизод - часть (отрывок, фрагмент ) художественного произведения, имеющая относительную законченность и представляющая отдельный момент развития темы.
Синонимы Отрывок, фрагмент, часть Отрывок, фрагмент, часть
Повторение Роль эпизода в тексте Мы всегда пытаемся понять, зачем нужен какой- либо фрагмент в тексте, какова его роль в произведении. Мы всегда пытаемся понять, зачем нужен какой- либо фрагмент в тексте, какова его роль в произведении. Какие функции эпизода могут быть в тексте? Какие функции эпизода могут быть в тексте? Определите роль таких эпизодов : последняя встреча Онегина и Татьяны, сон Обломова, первая встреча Наташи Ростовой и Анатоля Курагина. Определите роль таких эпизодов : последняя встреча Онегина и Татьяны, сон Обломова, первая встреча Наташи Ростовой и Анатоля Курагина.
Роль эпизода в тексте 1.Характерологическая. 1.Характерологическая. Эпизод раскрывает характер героя, его мировоззрение. Эпизод раскрывает характер героя, его мировоззрение. 2.Психологическая. 2.Психологическая. Эпизод раскрывает душевное состояние персонажа. Эпизод раскрывает душевное состояние персонажа. 3.Поворотная. 3.Поворотная. Эпизод показывает новый поворот в отношениях героев. Эпизод показывает новый поворот в отношениях героев. 4.Оценочная. 4.Оценочная. Автор даёт характеристику персонажа или события. Автор даёт характеристику персонажа или события.
Повторение Эпизод как часть сюжета Эпизод входит в какой-либо элемент сюжета. Эпизод входит в какой-либо элемент сюжета. Назовите набор сюжетных элементов. Назовите набор сюжетных элементов. В какой элемент сюжета входят такие эпизоды: дуэль Онегина и Ленского, смерть Базарова, жизнь Наташи и Пьера. В какой элемент сюжета входят такие эпизоды: дуэль Онегина и Ленского, смерть Базарова, жизнь Наташи и Пьера. Эпизод может быть внесюжетным элементом. Назовите этот набор. Эпизод может быть внесюжетным элементом. Назовите этот набор. Приведите примеры таких фрагментов. Приведите примеры таких фрагментов.
Сюжетные элементы 1.Экспозиция 1.Экспозиция 2.Завязка 2.Завязка 3.Развитие действия 3.Развитие действия 4.Кульминация 4.Кульминация 5.Падение действия 5.Падение действия 6.Развязка 6.Развязка 7.Эпилог 7.Эпилог
Внесюжетные элементы 1.Описание: 1.Описание: пейзаж пейзаж портрет портрет интерьер интерьер 2.Авторские отступления 2.Авторские отступления 3.Вставные эпизоды 3.Вставные эпизоды
Повторение Сочинение – рассуждение Сочинение – рассуждение Анализ эпизода строится как рассуждение. Анализ эпизода строится как рассуждение. Вспомним схему рассуждения. Вспомним схему рассуждения.
Строение сочинения – рассуждения I. Тезис ( основная мысль сочинения ) I. Тезис ( основная мысль сочинения ) Почему? Почему? Потому что, так как. Потому что, так как. II. Обоснование : аргументы и примеры II. Обоснование : аргументы и примеры Что из этого следует? Что из этого следует? Поэтому, следовательно, итак, таким образом. Поэтому, следовательно, итак, таким образом. III. Вывод III. Вывод Перекликается с тезисом. Перекликается с тезисом.
Повторение План анализа эпизода Вспомним план анализа эпизода. Вспомним план анализа эпизода. А теперь переходим к конкретному эпизоду. Книга 3, глава 2 (5) Книга 3, глава 2 (5)
План анализа эпизода прозаического текста. План сочинения – рассуждения «Роль эпизода в тексте». Вступление 1.Что такое эпизод? Дать определение. 1.Что такое эпизод? Дать определение. 2.Предположение о роли этого эпизода в произведении 2.Предположение о роли этого эпизода в произведении (тезис сочинения). (тезис сочинения).
План анализа эпизода прозаического текста. План сочинения – рассуждения «Роль эпизода в тексте». Основная часть ( аргументы и примеры ) 1.Сжатый пересказ данного фрагмента. 1.Сжатый пересказ данного фрагмента. 2.Место эпизода в композиции текста. 2.Место эпизода в композиции текста. Почему этот эпизод именно здесь расположен? Какие эпизоды до и после? Какая связь с другими фрагментами? Почему этот эпизод именно здесь расположен? Какие эпизоды до и после? Какая связь с другими фрагментами? 3.Место эпизода в сюжете произведения. 3.Место эпизода в сюжете произведения. Завязка, экспозиция, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог. Завязка, экспозиция, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог. 4.Какие темы, идеи, проблемы ( вопросы ) текста нашли отражение в этом эпизоде? 4.Какие темы, идеи, проблемы ( вопросы ) текста нашли отражение в этом эпизоде?
План анализа эпизода прозаического текста. План сочинения – рассуждения «Роль эпизода в тексте». 5.Расстановка персонажей в данном фрагменте. Новое в характерах героев. 5.Расстановка персонажей в данном фрагменте. Новое в характерах героев. 6.Каков предметный мир произведения? 6.Каков предметный мир произведения? Пейзаж, интерьер, портрет. Пейзаж, интерьер, портрет. Почему именно это в данном эпизоде? Почему именно это в данном эпизоде? 7.Мотивы эпизода. 7.Мотивы эпизода. Встреча, спор, дорога, сон и тому подобное. Встреча, спор, дорога, сон и тому подобное. Ассоциации. Ассоциации. Библейские, фольклорные, античные. Библейские, фольклорные, античные.
План анализа эпизода прозаического текста. План сочинения – рассуждения «Роль эпизода в тексте». 8.От чьего имени ведется повествование? 8.От чьего имени ведется повествование? Автор, рассказчик, герой ( от 1 или 3 лица ). Автор, рассказчик, герой ( от 1 или 3 лица ). Почему? Почему? 9.Организация речи. 9.Организация речи. Повествование, описание, монолог, диалог. Повествование, описание, монолог, диалог. Почему? Почему? 10.Языковые средства. 10.Языковые средства. Тропы и фигуры. Тропы и фигуры.
Схема анализа эпизода прозаического текста. План сочинения – рассуждения «Роль эпизода в тексте». Заключение ( вывод ) 1.Роль эпизода в произведении (перекличка со вступлением ). 1.Роль эпизода в произведении (перекличка со вступлением ). 2.Какие темы произведения развиваются в этом эпизоде? 2.Какие темы произведения развиваются в этом эпизоде? 3.Значение фрагмента для раскрытия идеи текста. 3.Значение фрагмента для раскрытия идеи текста.
Анализ эпизода Вступление сочинения Вступление сочинения Каким может быть вступление? Каким может быть вступление? Предложите тезис рассуждения. Предложите тезис рассуждения. Может быть и другой тезис. Прочитайте часть статьи литературоведа М.Свердлова о романе «Пётр Первый». Прочитайте часть статьи литературоведа М.Свердлова о романе «Пётр Первый». Какую роль играет этот эпизод? Какую роль играет этот эпизод?
Тезис - 1 Новая Россия строится, но какая страшная цена. Сложные отношения царя и народа. Сложные отношения царя и народа.
М. Свердлов Вопрос о смысле жизни Что же занимает место нравственных исканий в «Петре Первом«? Профессиональные искания. Ищут ли герои романа смысл жизни? Что же занимает место нравственных исканий в «Петре Первом«? Профессиональные искания. Ищут ли герои романа смысл жизни? Да, в профессиональной области. Да, в профессиональной области. Смысл жизни для героев «Петра Первого« в профессионализме. Почему бояре – лишние? Потому что бездельники. Боярам противопоставлены спецы -лучшие в своём деле, профессионалы: купец Артём Бровкин (самый хитрый и оборотливый), офицер Алексей Бровкин (самый исполнительный), Смысл жизни для героев «Петра Первого« в профессионализме. Почему бояре – лишние? Потому что бездельники. Боярам противопоставлены спецы -лучшие в своём деле, профессионалы: купец Артём Бровкин (самый хитрый и оборотливый), офицер Алексей Бровкин (самый исполнительный), кузнец Жёмов (самый искусный), живописец Голиков (самый талантливый). кузнец Жёмов (самый искусный), живописец Голиков (самый талантливый).
М. Свердлов Вопрос о смысле жизни В петровской России, как её описывает Алексей Толстой, человек – или профессионал, или «пушечное мясо«. Поэтому все вокруг Петра должны стать профессионалами: старый боярин Ромодановский – сделаться профессионалом сыска и дознания (самым жестоким), царевна Наталья (самая артистичная) – освоить театральное дело, расплата боярину Буйносову (самому глупому) за безделье - роль профессионального шута. В петровской России, как её описывает Алексей Толстой, человек – или профессионал, или «пушечное мясо«. Поэтому все вокруг Петра должны стать профессионалами: старый боярин Ромодановский – сделаться профессионалом сыска и дознания (самым жестоким), царевна Наталья (самая артистичная) – освоить театральное дело, расплата боярину Буйносову (самому глупому) за безделье - роль профессионального шута.
М. Свердлов Вопрос о смысле жизни А профессионал над профессионалами – сам царь Пётр; он потому является одновременно и плотником, и корабельщиком, и артиллеристом, и кузнецом, что профессия царя («отца народов«), по логике романа, есть сумма всех прочих профессий плюс обобщающая все профессии сверхчеловеческая воля. А профессионал над профессионалами – сам царь Пётр; он потому является одновременно и плотником, и корабельщиком, и артиллеристом, и кузнецом, что профессия царя («отца народов«), по логике романа, есть сумма всех прочих профессий плюс обобщающая все профессии сверхчеловеческая воля. Итак, подведём итог: вопрос о смысле жизни для героев «Петра Первого» не нравственный, а «технический« вопрос; их выбор не между добром и злом, а между полезным и бесполезным. Итак, подведём итог: вопрос о смысле жизни для героев «Петра Первого» не нравственный, а «технический« вопрос; их выбор не между добром и злом, а между полезным и бесполезным.
Тезис - 2 Профессионализм – основа государства Петра I, без профессионалов реформы невозможны. Профессионализм – основа государства Петра I, без профессионалов реформы невозможны.
Анализ эпизода Основная часть сочинения Основная часть начинается со сжатого пересказа. Основная часть начинается со сжатого пересказа. Какое место занимает эпизод в композиции текста? Какое место занимает эпизод в композиции текста? Что происходит в 4 главке? Что происходит в 4 главке? Что происходит в 6 главке? Что происходит в 6 главке? Как связаны все эти эпизоды? Как связаны все эти эпизоды?
Событие в 4 главке Событие в 4 главке Царь в гостях у Меншикова, говорит о подготовке войны с Карлом XII. Царь в гостях у Меншикова, говорит о подготовке войны с Карлом XII.
Событие в 6 главке Пётр возвращается домой, говорит Меншикову о Голикове, начинается ледоход. Пётр возвращается домой, говорит Меншикову о Голикове, начинается ледоход.
Связь эпизодов Строительство города, выход к морю – государственная политика. Отбор талантливых людей - государственная потребность. Строительство города, выход к морю – государственная политика. Отбор талантливых людей - государственная потребность.
Анализ эпизода Какое место занимает эпизод в сюжете? Какое место занимает эпизод в сюжете? Какие темы, проблемы романа отражаются в этом фрагменте? Какие темы, проблемы романа отражаются в этом фрагменте? Как раскрываются характеры героев в этом эпизоде? Как раскрываются характеры героев в этом эпизоде? Докажите текстом. Докажите текстом.
Место в сюжете Развитие действия Развитие действия
Темы и проблемы Темы и проблемы Коррупция в окружении царя, строительство Петербурга, жестокость эпохи, талантливый русский народ, справедливость Петра. Коррупция в окружении царя, строительство Петербурга, жестокость эпохи, талантливый русский народ, справедливость Петра.
Характеры героев Пётр суровый, справедливый, умный; Голиков талантливый, настойчивый; «бородатый» независимый, мудрый. Пётр суровый, справедливый, умный; Голиков талантливый, настойчивый; «бородатый» независимый, мудрый.
Анализ эпизода Почему у бородатого нет имени? Почему у бородатого нет имени? Каков предметный мир фрагмента? Каков предметный мир фрагмента? Найдите пейзаж. Найдите пейзаж. Найдите портрет. Найдите портрет. Найдите интерьер. Найдите интерьер. Зачем они здесь нужны? Зачем они здесь нужны? Найдите мотивы фрагмента. Мотив строится по формуле: кто – кому – действие. Найдите мотивы фрагмента. Мотив строится по формуле: кто – кому – действие. Какие ассоциации возникают? Какие ассоциации возникают? Лабораторная работа. Лабораторная работа.
Символ Это символично. Из таких «бородатых» и состоит русский народ. Это символично. Из таких «бородатых» и состоит русский народ.
Детали Детали создают образ эпохи Петра I. Детали создают образ эпохи Петра I.
Мотивы Мотив встречи царя и простого человека. Простой человек говорит царю горькую правду, придворные обманывают царя. Мотив встречи царя и простого человека. Простой человек говорит царю горькую правду, придворные обманывают царя.
Лабораторная работа Работа в группах или в парах. Работа в группах или в парах. Исследование формы повествования, организации речи, языковых средств эпизода. Исследование формы повествования, организации речи, языковых средств эпизода.
Анализ эпизода Анализ эпизода Заключение сочинения Кто уже может сделать вывод? Кто уже может сделать вывод? Какие темы развиты здесь? Какие темы развиты здесь? Как фрагмент раскрывает идею романа в целом? Как фрагмент раскрывает идею романа в целом?
Роль эпизода в тексте Этот эпизод помогает понять характер главного героя. Мы видим, что Петру безразлично происхождение людей, ему важны их профессиональные качества. Этот эпизод помогает понять характер главного героя. Мы видим, что Петру безразлично происхождение людей, ему важны их профессиональные качества.
Идея Пётр сломал установленный веками порядок, разворотил жизнь всех людей. На первый план выходят люди – профессионалы, способные и деятельные. Но цена, которую платит народ за преобразования, непомерна и страшна. Пётр сломал установленный веками порядок, разворотил жизнь всех людей. На первый план выходят люди – профессионалы, способные и деятельные. Но цена, которую платит народ за преобразования, непомерна и страшна.
Домашнее задание Написать черновик сочинения типа анализа эпизода на тему Написать черновик сочинения типа анализа эпизода на тему «Роль главы 2 (5) в романе А.Н.Толстого «Пётр Первый». «Роль главы 2 (5) в романе А.Н.Толстого «Пётр Первый».
Литература 1.Белова А. В. Лекции в ЧГУ ( г. Череповец ) 1.Белова А. В. Лекции в ЧГУ ( г. Череповец ) 2.Свердлов М. По ту сторону добра и зла. Алексей Толстой: от Буратино до Петра. - М., Свердлов М. По ту сторону добра и зла. Алексей Толстой: от Буратино до Петра. - М., Сидорова М. «Не убий». Анализ эпизода из романа М. Шолохова «Тихий Дон«. - Русский язык и литература для школьников, 2003, 3.Сидорова М. «Не убий». Анализ эпизода из романа М. Шолохова «Тихий Дон«. - Русский язык и литература для школьников, 2003, Я иду на урок литературы. Готовимся к экзаменационному сочинению. 11 класс. - М., 2002 (Безносов Э., Штильман С., Демиденко Е., Волков С.) 4.Я иду на урок литературы. Готовимся к экзаменационному сочинению. 11 класс. - М., 2002 (Безносов Э., Штильман С., Демиденко Е., Волков С.) 5.Кучина Т., Леденёв А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 11 класс. - М., Кучина Т., Леденёв А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 11 класс. - М., 2003