«ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ И ДРУГИХ НЕОТЛОЖНЫХ РАБОТ В ХОДЕ ЛИКВИДА- ЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧС МИРНОГО И ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ
ЛИТЕРАТУРА: Федеральный закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" от г. 151-ФЗ. Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от г. 68. Федеральный закон от г. 28 «О гражданской обороне» Закон Москвы 46 от г. «О защите населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». «Наставление по организации и технологии ведения АСДНР при ЧС, часть 1 «Организация и технологии ведения АСДНР при крупных авариях на химически опасных объектах». М., ВНИИ ГОЧС, 1999 г. "Наставление по организации и технологии ведения АСДНР при ЧС", часть 2 «Организация и технологии ведения АСДНР при землетрясениях». М., ВНИИ ГОЧС, 2001 г.
Учебные вопросы 1. Общие положения по организации и проведению АСДНР при ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера и в военное время. 2. Организация АСДНР в чрезвычайных ситуа- циях мирного и военного времени.
1 учебный вопрос Одна из важнейших задач Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и гражданской обороны - проведение спасательных и аварийно- спасательных работ в ЧС и АСДНР в очагах поражения ЧС природныетехногенные биолого- социальные военные по характеру источника
Наиболее характерные последствия ЧС: Радиоактивное загрязнение вследствие аварий на радиационно опасных объектах, ава- рий транспортных средств с ядерными энергетическими ус- тановками или перевозящими радиоактивные вещества Разрушения возникающие при землетрясениях, взрывах, пожарах, произ- водственных авариях, ураганах, смерчах, обвалах, селях. Химическое заражение в результате аварий на химически опасных объектах, приво- дящих к разрушению емкостей и технологических коммуни- каций, содержащих АХОВ, а также аварий на транспорте, перевозящем указанные вещества Массовые пожары являющиеся следствием природных явлений, аварий и несоблюдения правил пожарной безопасности Затопления возникающие при наводнениях, разрушениях гидротехни- ческих сооружениях, цунами, селях и других природных явлениях Эпидемии, эпизоотии, эпифитотии массовые заболевания людей, сельскохозяйственных животных и растений
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ И ДРУГИЕ НЕОТЛОЖНЫЕ РАБОТЫ В ОЧАГАХ ПОРАЖЕНИЯ Аварийно-спасательные работы - это действия по спасе- нию людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения. Цель: розыск и деблокирование пострадавших, оказание им первой медицинской помощи и эвакуация из опасной зоны.
АСР в очагах поражения включают: разведку маршрутов движения и участков работ; локализацию и тушение пожаров на маршрутах движения и участках работ; подавление или доведение до минимально возможного уровня возникших в результате ЧС вредных и опасных факторов, пре- пятствующих ведению спасательных работ; розыск пораженных и извлечение их из поврежденных и горя- щих зданий, загазованных, затопленных и задымленных помеще- ний, завалов; вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных ЗС и спасе- ние находящихся в них людей; подачу воздуха в заваленные ЗС с поврежденной фильтровенти- ляционной системой; оказание первой медицинской и врачебной помощи пострадав- шим и эвакуацию их в лечебные учреждения; вывоз (вывод) населения из опасных мест в безопасные районы; санитарную обработку людей, ветеринарную обработку с/х жи- вотных, дезактивацию и дегазацию техники, средств защиты и одежды, обеззараживание территорий и сооружений, продоволь- ствия, воды и т.д.
Другие неотложные работы - это деятельность по всесто- роннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в ЧС, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работос- пособности. Цели: создание условий для проведения спасательных работ; предотвращение дальнейших разрушений и потерь, вызван- ных вторичными поражающими факторами; обеспечение жизнедеятельности объектов экономики и пос- традавшего населения в условиях ЧС.
Другие неотложные работы в очагах поражения включают: прокладывание колонных путей и устройство проходов в зава- лах и на зараженных участках; локализацию аварий на газовых, энергетических, водопровод- ных, канализационных и технологических сетях в целях создания условий для проведения спасательных работ; укрепление или обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом или препятствующих безопасному прове- дению спасательных работ; ремонт и восстановление поврежденных и разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей в целях обеспечения спасательных работ; обнаружение, обезвреживание и уничтожение неразорвавшихся боеприпасов в обычном снаряжении и других взрывоопасных предметов; ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений; санитарная очистка территории в зоне ЧС; сбор материальных ценностей; создание условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей.
Этапы проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ II этап I этап III этап Проведение мероприятий по экстренной защите и спасению персонала и подго- товке сил и средств объекта к проведению АСДНР Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах ЧС и очагах поражения Ликвидация последствий ЧС
I ЭТАП
II ЭТАП (одновременно продолжается выполнение начатых на I этапе задач) Наращивание группировки сил и средств РСЧС или ГО в районе ЧС (очаге поражения) осуществляется по их готовности: 1-й эшелон - силы и средства с готовностью до 0,5 часа. 2-й эшелон - силы и средства с готовностью от 0,5 до 3 часов. 3-й эшелон - все остальные силы и средства РСЧС, привлекаемые к ликвидации ЧС согласно Планам действий (взаимодействий) по предупреждению и ликвидации ЧС с готовностью более 3 часов. АСДНР считаются завершенными после окончания розыска пострадавших, оказания им медицинской и других видов помощи и ликвидации угрозы новых поражений и ущерба в результате пос- ледствий ЧС. После вывода основной части сил РСЧС в зоне ЧС остаются те формирования, которые выполняют специфические для них задачи.
III ЭТАП
Руководство работами по ликвидации ЧС Руководство всеми силами и средствами, привлеченными к ликвидации чрезвычайных ситуаций, и организацию их взаимодействия осуществляют руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций (РЛЧС). руководители спасательных служб, АСФ, прибывшие в зоны ЧС первыми, принимают на себя полномочия РЛЧС и исполняют их до прибытия РЛЧС, определенных: законодательством РФ; планами предупреждения и ликвидации ЧС; назначенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, руководителями организаций, к полномочиям которых отнесена ликвидация данных ЧС; решения РЛЧС, направленные на ликвидацию ЧС, являются обязательными для всех граждан и организаций, если иное не предусмотрено законодательством РФ; никто не вправе вмешиваться в деятельность РЛЧС по руко- водству работами по ЛЧС, иначе как отстранив их в уста- новленном порядке от исполнения обязанностей и приняв руководство на себя или назначив другое должностное лицо;
в случае крайней необходимости РЛЧС вправе самостоятельно принимать решения: Руководство работами по ликвидации ЧС (продолжение) о проведении эвакуационных мероприятий; об остановке деятельности организаций, находящихся в зонах ЧС; о проведении АСР на объектах и территориях организаций, нахо- дящихся в зонах ЧС; об ограничении доступа людей в зоны ЧС; о разбронировании резервов материальных ресурсов для ЛЧС ор- ганизаций, находящихся в зонах ЧС; об использовании в порядке, установленном законодательством РФ, средств связи, транспортных средств и иного имущества ор- ганизаций, находящихся в зонах ЧС; о привлечении к проведению работ по ЛЧС нештатных и общест- венных АСФ, спасателей, не входящих в состав указанных фор- мирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение АСР; о привлечении на добровольной основе населения к проведению неотложных работ, а также отдельных граждан, не являющихся спасателями, с их согласия, к проведению АСР.
2 учебный вопрос Организационные мероприятия по подготовке и проведению АСДНР II этап I этап III этап В отсутствии угрозы возникновения ЧС При угрозе возникновения ЧС (в угрожаемый период) При возникновении ЧС (после нанесения ударов)
В отсутствии угрозы возникновения ЧС (нападения противника) проводятся мероприятия сбор информации о субъектах ЧС; планирование АСДНР в возможных зонах ЧС (очагах поражения), в т.ч. обеспечения действия сил; создание системы управления для действий в ЧС (очагах поражения) и обеспечение ее постоянной готовности; создание, оснащение и подготовка группировки сил и средств РСЧС и ГО для проведения АСДНР; организация наблюдения и лабораторного контроля (разведки) за состоянием окружающей среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях; создание резервов материальных ресурсов (запасов МТПМ и иных средств) для ликвидации последствий ЧС (применения современных средств поражения).
При угрозе возникновения ЧС (проводимые мероприятия) приведение системы управления в готовность к выпол- нению задач (принятие на себя соответствующими органом управления ГОЧС непосредственного руководства функционированием подсистем и звеньев РСЧС или гражданскойобороны); уточнение планов по вопросам предупреждения и лик- видации ЧС или планов ГО; усиление наблюдения за состоянием окружающей сре- ды, прогнозирование возможности возникновения ЧС (очагов поражений, потерь), и их масштабов; создание группировок сил и средств РСЧС или ГО и приведение их в готовность к ведению АСДНР (в т.ч. выдвижение их, при необходимости, в предполагаемые исходные районы, районы ЧС, очаги поражения).
При возникновении ЧС (нападении противника) Проводимые мероприятия восстановление нарушенных функций системы управ- ления, если они были нарушены (в т.ч. выдвижение ОГ в районы ЧС, очаги поражения)); организация разведки зон ЧС (очагов поражения), осуществление непрерывного контроля и сбора данных об обстановке; восстановление боеспособности (или создание) груп- пировки сил и средств и организация их защиты; выдвижение сил в районы проведения работ; управление проведением АСДНР.
Управление силами РСЧС и ГО заключается в целенаправленной деятельности руководящего состава органов управления ГОЧС всех подсистем и уровней по поддержанию их в готовности и руко-водству ими при действиях по защите населения, предупреждению и ликвидации ЧС. Главной целью управления является обеспечение эффективного использования сил и средств различного предназначения в интере- сах выполнения поставленных задач в кратчайшие сроки с мини- мальными потерями. Управление при организации и в ходе ведения АСДНР включает: определение задач, состава, мест и порядка работы системы управления в различных режимах функционирования: комиссий по ЧСПБ, органов управления ГОЧС, служб ГО и других органов; пунктов управления; систем связи, оповещения и управления;
организацию и осуществление мероприятий по поддержанию и приведению в готовность органов управления и сил РСЧС; непрерывный сбор, анализ и отображение данных обстанов- ки; подготовку расчетов и предложений для принятия началь- ником ГО (председателем комиссии по ЧС) решения; приня- тие решений; уточнение планов (планирование действий); своевременное доведение задач до подчиненных; организацию и поддержание взаимодействия; организацию всестороннего обеспечения привлекаемых сил; практическую работу в подчиненных органах управления и силах РСЧС и ГО по оказанию им помощи и контроль исполнения поставленных задач. Ввиду ограниченных сроков выживания пораженных в об- становке, характерной для основных видов ЧС, необходимости как можно быстрей спасти людей, локализовать или ликвиди- ровать возникшие поражающие факторы, работы по приведению в готовность, подготовке к выдвижению и выдвижение в район ЧС осуществляется параллельно с выработкой решения на ведение аварийно-спасательных работ.
Целесообразным может быть следующий порядок работы руководителя ГО (штаба ГО) с получением задачи на выдвижение в район ЧС и ведение АСДНР: уяснение задачи; информирование подчиненных о полученной задаче и обстановке; расчет времени; отдача распоряжений на приведение в готовность и выдвижение в район ЧС (очаг поражения); организация разведки; проведение рекогносцировки района предстоящих работ; установление связи и взаимодействия с руководителем АСДНР и оперативной группой КЧС; оценка обстановки; принятие решения; постановка задач подразделениям; организация взаимодействия; организация ввода формирований на участок работ; организация управления; организация всестороннего обеспечения действий формирований; управление ведением работ.
Последовательность работы руководителя ГО по выработке решения
Принятие РЕШЕНИЯ На основе: уяснения задачи оценки обстановки проведенных расчетов сделанных выводов принимается решение: замысел действий: где, в какие сроки, на каком участке (объекте) сосредоточить основные усилия; целесообразная группировка сил и средств; последовательность и способы выполнения задач; задачи подчиненным формированиям; мероприятия, которые необходимо выполнить в первую очередь, сроки их выполнения, основные способы и последовательность выполнения работ; порядок выдвижения и ввода формирований на участок, объекты (места) работ; режимы работы, порядок смены формирований; порядок взаимодействия с формированиями, обеспечи- вающими аварийно-спасательные работы; организация управления, места развертывания пунктов уп- равления, сроки готовности системы управления; организация обеспечения, места развертывания тыловых подразделений, порядок ЖОН и спасателей.
Технология проведения аварийно-спасательных работ