Тема 5. Качество товаров
Качество – это совокупность потребительских свойств товара, обусловливающих его пригодность удовлетворять текущие и перспективные потребности в соответствии с его назначением. Потребность – это нужда (чувство нехватки чего-либо, ощущаемое человеком) в чем- либо объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы и общества в целом.
Классификация потребностей: По назначению: Физиологические потребности (еда, жилье) Потребности в социально-культурных средствах жизни человека (образование, культура, досуг) Потребности в средствах деятельности (предмет для производства товаров) Потребности в удовлетворении социально- престижных благ (туристические услуги, предметы роскоши) По степени удовлетворения: Полностью удовлетворенные Не полностью удовлетворенные Неудовлетворенные
По виду удовлетворения: Потребности общественного характера Индивидуальные Знание общественных потребностей – залог успеха любого предприятия. Любой товар, появившийся на рынке, должен удовлетворять определенные потребности, которые к моменту его появления сформировались или сформируются у потенциальных покупателей. Знание общественных потребностей позволяет сформировать требования, предъявляемые к товару
Требования к качеству Требования к качеству - это выражение определенных потребностей или их перевод в набор количественно или качественно установленных требований к характеристикам товара, чтобы дать возможность их реализации и проверки. Требования к качеству устанавливаются на этапах: Проектирования и разработки Материально-технического снабжения Разработки и организации производства Контроля Хранения и реализации
Свойства и показатели качества Свойство – объективная особенность продукции (или товара), проявляющаяся при ее создании, оценке, хранении и потреблении. Простое свойство – характеризуется одной особенность (количество дверей на шкафе) Сложное свойство – комплекс особенностей, проявляющихся в совокупности (пищевая ценность продуктов питания)
Показатель качества – количественное и качественное выражение свойств продукции или товара Показатель имеет наименование (качественная характеристика товара0 и значение (результат количественного измерения) Показатели качества делятся: 1. В зависимости от характеризуемых свойств: Единичные Комплексные 2. По назначению: Базовые показатели Определяющие показатели
Показателям присущи определенные значения, которые делятся на следующие виды: 1.Оптимальное значение показателя 2.Действительное значение показателя 3.Регламентированное значение показателя 4.Предельное значение: Минимальное предельное значение Максимальное предельное значение Диапазонные предельные значения Допускаемые отклонения 5.Относительное значение показателя: Уровень качества товаров Технический уровень качества
Качество товаров – совокупность свойств и показателей Свойства характеризующие качество товаров подразделяются на два класса: 1.Потребительские 2.Технологические
Номенклатура потребительских свойств и показателей товаров - Это перечень потребительских свойств, разделенный на взаимосвязанные уровни и используемый при различных операциях по оценки качества товаров. При разработке и выборе номенклатуры потребительских свойств за основу принимают типовую номенклатуру, которая одинакова для определенных групп и видов товаров. Структура потребительских свойств представляет собой комплексные и единичные свойства, разделенные на уровни по правилам иерархической классификации
Цели выбора номенклатуры потребительских свойств и показателей качества товаров: Проведение комплексной оценки качества товаров, определение их конкурентоспособности; Включение перечня потребительских свойств в нормативно-технические документы на продукцию (стандарты, регламенты); Комплексная оценка потребительских свойств продукции при разработке и постановке ее на производство; Определение потребительских свойств при проведении экспертизы товаров; Определение свойств безопасности при проведении сертификации продукции; Установление перечня потребительских свойств и показателей качества при организации товарного обращения, для специализации и кооперирования производства.
Номенклатура потребительских свойств и показателей качества должна отвечать следующим требованиям: Учитывать цели и условия эксплуатации или потребления товара; Отражать современные достижения науки, техники и технологии, а также изменения в структуре спроса и потребностей населения; Способствовать всестороннему учету требований потребителей для повышения качества товаров, их эффективного сбыта и потребления (эксплуатации).
Потребительские свойства подразделяются на группы: Назначения Надежности Эргономические Эстетические Экологические Безопасности
Назначение Назначение – способность товаров удовлетворять физиологические и социальные потребности, а также потребности в их систематизации. В зависимости от удовлетворяемых потребностей свойства назначения подразделяют на подгруппы: Функциональные Социальные Классификационные Универсальные
Надежность Надежность – способность товаров сохранять функциональное назначение в процессе хранения и/или потребления в течении заранее оговоренных сроков. В зависимости от критерия надежности различают следующие подгруппы: Долговечность – срок эксплуатации, ресурс Безотказность Ремонтопригодность - парамет Сохраняемость
Эргономические свойства Эргономические свойства – способность товаров создавать ощущения удобства, комфортности, наиболее полного удовлетворения потребностей в соответствии с антропометрическими, психологическими и психолого-физиологическими характеристиками потребителя. Эргономика – наука, комплексно изучающая человека в конкретных условиях его деятельности с целью оптимизации средств и процессов труда или эксплуатации либо потребления.
Эстетические свойства Эстетические свойства – способность товаров выражать в чувственно-воспринимаемых признаках формы общественные ценности и удовлетворять эстетические потребности человека. Показателями эстетических свойств могут служить: Внешний вид Целостность Дизайн Мода, стиль Информационная выразительность Совершенство производственного исполнения
Экологические свойства Экологические свойства – способность товаров не оказывать вредного воздействия на окружающую среду при их эксплуатации или потреблении.
Безопасность Безопасность – состояние, при котором риск вреда или ущерба ограничен допустимым уровнем. В зависимости от природы воздействий, влияющих на безопасность, различают следующие ее виды: Химическая Радиационная Механическая Электрическая Магнитная Электромагнитная Термическая Санитарно-гигиеническая Противопожарная
Оценка качества Оценка качества товара является установлением соответствия товара общественным потребностям. Контроль качества представляет собой проверку соответствия показателей качества конкретного товара требованиям, установленным стандартами, техническими условиями, а также требованиям, определенным в договоре поставки. Оценка качества – это более широкое понятие, чем контроль качества, учитывают большее число показателей качества. Оценка уровня качества – это совокупность операций, включающая выбор номенклатуры показателей качества, определение значений и сопоставление их с базовыми.
Градации качества Градация, класс, сорт – категория или разряд, присвоенные объектам, имеющим то же самое функциональное применение, но различные требования к качеству. В зависимости от градации товары делятся на: Стандартные Нестандартные Брак
В результате выявления соответствия или несоответствия установленным требованиям все товары по назначению могут быть подразделены на три класса: Первый класс Второй класс Третий класс Для оценки качества продовольственных товаров применяют градацию качества по сортам.
Группы сложности – градации, отличающиеся по техническому уровню показателей качества. Эти градации присущи бытовой радиоаппаратуре. Группы качества применяются для характеристики туалетного мыла и духов в зависимости от рецептуры, которая обуславливает различные свойства. Марки, номера – градации качества товара, отличающиеся значениями одного или нескольких определяющих показателей.
Дефекты товаров Дефект – невыполнение заданного или ожидаемого требования, касающегося объекта, а также требования, относящегося к безопасности. Дефекты подразделяют по нескольким признакам: По степени значимости – критические, значительные и малозначительные
В зависимости от наличия методов и средств обнаружения – явные и скрытые В зависимости от наличия методов и средств устранения – устранимые и неустранимые В зависимости от места возникновения – технологические, предреализационные и послереализационные