КОГДА НАМ ЖДАТЬ Москва, 2010 г. Генеральный директор ОЛЕГ САМОЙЛОВ ОЧЕРЕДНОГО КРИЗИСА ?
ОГОВОРКА ВНАЧАЛЕ… ПОЭТОМУ ПРОШУ НОГАМИ НЕ БИТЬ ! Мне и самому хотелось бы верить, что нынешний кризис - последний… Все, о чем будет сказано в докладе, является частным мнением, не претендующим на роль «истины в последней инстанции»
ХРОНОЛОГИЯ СПАДОВ МОСКОВСКОГО РЫНКА КРИЗИС В РЕТРОСПЕКТИВЕ ~ 10 лет спад платежеспособност и спад платежеспособности ДЕФОЛТ Причины - внутренние МИРОВОЙ КРИЗИС Причины – внешние
ДВА ПОСЛЕДНИХ КРИЗИСА. ИЛИ ТРИ ? А ЭТО ЧТО ТАКОЕ ? рубли $ ПРЕДВЕСТНИККРИЗИСА
ЗАГЛЯНЕМ В БУДУЩЕЕ… 1995 – – – – 2009 ~ 10 лет Причины - внутренние Причины – внешние ~ 10 лет ~2015 ~ 2015 ВНУТРЕННИЕ ПРИЧИНЫ В ОСНОВЕ СЛЕДУЮЩЕГО СПАДА РЫНКА БУДУТ ЛЕЖАТЬ СКОРЕЕ ВНУТРЕННИЕ ПРИЧИНЫ НАСТОЯЩЕЕВРЕМЯ 1 2 3
ПРИЧИНЫ БУДУЩЕГО КРИЗИСА Основой новой стагнации может стать ситуация на рынке новостроек Однако и «вторичке» едва ли удастся остаться в стороне
ПРОГНОЗ ПО ГОДАМ (1) ГОДЫ ВОЗМОЖНАЯ СИТУАЦИЯ 2010 рынок все еще будет «отходить от последствий» кризиса застройщики едва ли решатся на массовый старт новых проектов 2011 Преодоление последствий кризиса: активизация деловой жизни повышение уровня доходов населения повышение доступности кредитных средств, необходимых для запуска строительных проектов повышение доступности ипотечного кредитования, что подстегнет спрос на жилье Следствия: высока вероятность возникновения реального дефицита жилья не исключено начало ценового рывка
ПРОГНОЗ ПО ГОДАМ (2) ГОДЫ ВОЗМОЖНАЯ СИТУАЦИЯ 2012 – 2013 все последствия кризиса забудутся окончательно активность покупателей достигнет или превысит докризисные значения рост цен на фоне недостаточности предложения сохранит выраженный характер на этом фоне будет начато множество новых проектов, завершение которых придется в основном на 2014 – 2015 годы 2014 – 2015 объем предложения существенно возрастет продавцы вступят в «ценовую войну» спрос приостановится - многие покупатели решат подождать с приобретением в надежде, что «скоро будет еще дешевле» снижение цен на фоне падения спроса приведет к убыточности целого ряда проектов
ЧТО В ИТОГЕ ? Наступит новый кризис рынка, который выразится в очередном периоде стагнации и падения цен на фоне позитивной ситуации в экономике в целом
ВТОРИЧНЫЙ СЕГМЕНТ «Вторичка» защищена от кризиса лучше первичного сегмента, поскольку над большинством продавцов «не каплет» Поэтому основной реакцией «вторички» станет падение объема операций
ВЫВОДЫ 1.В условиях активного спроса продать можно все, что угодно. Особенно – если снизить цену 2.Если цену снижают все, а спрос все равно недостаточен, победителями оказываются те, кто готов предложить потребителям более высокую ценность «за те же деньги» Снижение цен – безумство. Особенно в ситуациях, когда конкуренты способны опуститься до предлагаемого вами уровня М.Портер
СЛЕДОВАТЕЛЬНО… Деятельность без тщательной проработки маркетинговых концепций проектов сродни принуждению собственного бизнеса к регулярной игре в «русскую рулетку» Таким образом: 1.не стоит начинать новые проекты лишь потому, что их начинают «все» 2.начиная даже затем, чтобы не отстать, не стоит пренебрегать вопросами маркетинга. Ведь тогда, когда объект, в создание которого вложено немало денег, сил и времени, выходит на рынок, беспокоиться об этом поздно
К ЧЕМУ Я ВСЕ ЭТО ГОВОРЮ ? КРИЗИС БЛИЗОК ? - ДА ЕРУНДА ! КТО ЖЕ ЗНАЛ… КАК ИЗБЕЖАТЬ В БУДУЩЕМ ? А ЖИЗНЬ-ТО НАЛАЖИВАЕТСЯ ! НЕУЖЕЛИ ЭТОТ ОБРАЗ ТАК ПРИВЛЕКАТЕЛЕН ?
Новый кризис неизбежен, поскольку спад является одной из стадий существования рынка Чтобы переживать спады, подтверждая классическое изречение Ницше «Что нас не убивает – делает нас сильнее», следует всегда иметь запас конкурентоспособности ПОДВОДЯ ИТОГ не имеет к рыночной ситуации никакого отношения, поскольку оно – в наших собственных руках. Вернее – в головах Обеспечение конкурентоспособности
15КОНТАКТЫСПАСИБО ЗА ВАШЕ ВНИМАНИЕ ! ОЛЕГ САМОЙЛОВ Генеральныйдиректор Е-mail: