ВОЗМОЖНОСТИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ НЕДОБРОСОВЕСТНОМУ ПРОДВИЖЕНИЮ БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫХ ДОБАВОК И. ВАЙНШТОК Генеральный директор ЗАО «ПАРТНЕР»
Федеральный Закон от ФЗ « О рекламе» Статья 6. Недобросовестная реклама Недобросовестной является реклама, которая вводит в заблуждение относительно рекламируемого товара посредством имитации (копирования или подражания) общего проекта, текста, рекламных формул, изображений, музыкальных или звуковых эффектов, используемых в рекламе других товаров, либо посредством злоупотребления доверием физических лиц или недостатком у них опыта, знаний, в том числе в связи с отсутствием в рекламе части существенной информации. Недобросовестная реклама не допускается.
Федеральный Закон от ФЗ « О рекламе» Статья 9. Заведомо ложная реклама Заведомо ложной является реклама, с помощью которой рекламодатель (рекламопроизводитель, рекламораспространитель) умышленно вводит в заблуждение потребителя рекламы. Заведомо ложная реклама не допускается.
Закон РСФСР от «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» Статья 10. Не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе: распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации; введение потребителя в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества и количества товара или его изготовителей.
Федеральный Закон от ФЗ «О лекарственных средствах» Статья 4. Лекарственные средства – вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов, методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся также вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств; Лекарственные препараты – дозированные лекарственные средства, готовые к применению;
Федеральный Закон от ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» Статья 1. Биологически активные добавки – природные (идентичные природным) биологически активные вещества, предназначенные для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевых продуктов;
Методические Указания МУК Биологически активные добавки к пище – композиции натуральных или идентичных натуральным биологически активных веществ, предназначенных для непосредственного приема с пищей или введения в состав пищевых продуктов с целью обогащения рациона отдельными пищевыми или биологически активными веществами и их комплексами. Парафармацевтики – биологически активные добавки к пище, применяемые для профилактики, вспомогательной терапии и поддержки в физиологических границах функциональной активности органов и систем.
Системы государственного регулирования оборота устанавливают правила контроля: Для лекарственных средств- эффективности, безопасности и качества. Для биологически активных добавок- состава, безопасности и качества.
Типовые примеры недобросовестного продвижения биологически активных добавок: Реклама в СМИ биологически активных добавок как средств для лечения заболеваний, в том числе онкологических Указание в качестве производителя биологически активных добавок авторитетных производителей лекарств Производство биологически активных добавок с названиями, аналогичными лекарственным средствам Производство биологически активных добавок в упаковке, не различимой с лекарственными средствами Продажа в аптечных учреждениях биологически активных добавок как лекарственных средств
Предложения по противодействию недобросовестного продвижения биологически активных добавок - законодательные - нормативные - общественные
Законодательные Устранить противоречия в определениях биологически активных добавок в законодательных и нормативных актах. Внести в действующие законодательные акты запрет на государственную регистрацию биологически активных добавок и лекарственных средств под одним наименованием.
Нормативные Регламентировать маркировку биологически активных добавок Установить правила реализации биологически активных добавок в аптечных учреждениях, исключающие введение потребителя в заблуждение.
Общественные Создать общественную систему мониторинга рекламы биологически активных добавок и лекарств, обеспечивающую обращение в судебные органы при выявлении нарушений.