Опыт взаимодействия с персоналом в организациях отрасли: эффективность внутренних коммуникаций работодателей и работников.
«Никакая теория, программа или правительственная политика не могут сделать предприятие успешным, это могут сделать только люди». «Никакая теория, программа или правительственная политика не могут сделать предприятие успешным, это могут сделать только люди». Акио Морита
Что такое внутренние коммуникации? Внутренняя коммуникация это поток информации интеллектуального или эмоционального содержания, цель которого ослабление негативных моментов во взаимоотношениях работодателя и работников и усиление/поддержание позитивных.
Основные функции внутренних коммуникаций Информационная: является основным каналом внутренней коммуникации, их главная цель – информирование сотрудников о том, что происходит на предприятиях и вокруг; Информационная: является основным каналом внутренней коммуникации, их главная цель – информирование сотрудников о том, что происходит на предприятиях и вокруг; Идеологическая: создание базовых условий для формирования и укрепления корпоративного духа и позволяют достичь эффекта «обратной связи» работников с работодателем; Идеологическая: создание базовых условий для формирования и укрепления корпоративного духа и позволяют достичь эффекта «обратной связи» работников с работодателем; Имиджевая: мощный инструмент поддержания имиджа организации. Имиджевая: мощный инструмент поддержания имиджа организации.
В России совсем нет опыта построения внутренней коммуникации? – Есть! доски почета; доски почета; почетные звания, грамоты; почетные звания, грамоты; цветы женщинам-коллегам к 8 марту; цветы женщинам-коллегам к 8 марту; субботники; субботники; многое другое… многое другое…
Что происходит со стороны Работодателя? РаботодательРаботник Информирование Стимулирование Мотивация Прочие Убеждение
Возможная ответная реакция работника РаботодательРаботник Равнодушие Безразличие Непонимание Отторжение Неуверенность
Почему работодатели не уделяют должного внимания развитию внутренних коммуникаций? многолетняя традиция однонаправленных связей; многолетняя традиция однонаправленных связей; отсутствие четкой цели внутренних коммуникаций; отсутствие четкой цели внутренних коммуникаций; общая перегрузка деловой информацией; общая перегрузка деловой информацией; нехватка времени; нехватка времени; …. ….
Какими характеристиками должны обладать внутренние коммуникации? они должны быть ясными и точными; они должны быть ясными и точными; они правдивы, понятны и основаны на фактах; они правдивы, понятны и основаны на фактах; информация помогает людям сделать хороший выбор; информация помогает людям сделать хороший выбор; они взывают к лучшим интересам людей; они взывают к лучшим интересам людей; борются против атмосферы недоверия. борются против атмосферы недоверия.
Успешно или нет… Коммуникация считается успешной, если получатель информации понимает её содержание адекватно тому смыслу, который в нее вкладывает отправитель. В противном случае имеет место безуспешная коммуникация.
Что препятствует успеху? коммуникации в целом: перегрузка информационных сетей и искажение информации; перегрузка информационных сетей и искажение информации; потребность во всё более сложной информации; потребность во всё более сложной информации; интернационализация деловых контактов. интернационализация деловых контактов. в конкретных узких сферах: отношение источника информации к получателю; отношение источника информации к получателю; отношение адресата к источнику информации; отношение адресата к источнику информации; восприятие получателем информации многозначных слов; восприятие получателем информации многозначных слов; сложившиеся стереотипы работников; сложившиеся стереотипы работников; отсутствие обратной связи. отсутствие обратной связи.
Эффективность коммуникаций Вертикальные (нисходящие ) коммуникации - до 25% Вертикальные (нисходящие ) коммуникации - до 25% Вертикальные (восходящие) коммуникации – до 10% Вертикальные (восходящие) коммуникации – до 10% Горизонтальные коммуникации – до 90% Горизонтальные коммуникации – до 90%
По мнению российских менеджеров существуют «10 заповедей» успешной коммуникации: четко определить идеи коммуникации, вкладываемые в послание. четко определить идеи коммуникации, вкладываемые в послание. Проанализировать истинную цель коммуникации; Проанализировать истинную цель коммуникации; проанализировать физическое и человеческое окружение при любой коммуникации. проанализировать физическое и человеческое окружение при любой коммуникации. Обратить внимание на интонацию и основное содержание сообщения. Обратить внимание на интонацию и основное содержание сообщения. Провести консультацию с коллегами при планировании коммуникации; Провести консультацию с коллегами при планировании коммуникации; Целесообразно включить в сообщение нечто полезное и ценное для его получателя; Целесообразно включить в сообщение нечто полезное и ценное для его получателя; Контролировать то, как срабатывает коммуникация. Контролировать то, как срабатывает коммуникация. Устанавливать коммуникацию не только на текущий день, но и на последующий период. Устанавливать коммуникацию не только на текущий день, но и на последующий период. Добиваться, чтобы фактическое положение не противоречили словам при коммуникации. Добиваться, чтобы фактическое положение не противоречили словам при коммуникации. Учиться умению слушать другого. Учиться умению слушать другого.
А что у нас уже имеется? проведение социологических исследований; проведение социологических исследований; виртуальная приемная; виртуальная приемная; внутрикорпоративное радио, газета; внутрикорпоративное радио, газета; корпоративный сайт (Intranet), форум; корпоративный сайт (Intranet), форум; доска объявлений; доска объявлений; электронная почта; электронная почта; рекламные буклеты; рекламные буклеты; контактцентр – «телефон доверия»; контактцентр – «телефон доверия»; прием по личным вопросам; прием по личным вопросам; еженедельные совещания; еженедельные совещания; комиссия с участием общественности; комиссия с участием общественности; многое другое… многое другое…
«Когда речь идет о том, чтобы предприятие двигалось вперед, вся суть в мотивации людей. Управление представляет собой не что иное, как настраивание других людей на труд. В практической деятельности корпорации приходится побуждать каждого из работников вносить свою лепту в общее благо» «Когда речь идет о том, чтобы предприятие двигалось вперед, вся суть в мотивации людей. Управление представляет собой не что иное, как настраивание других людей на труд. В практической деятельности корпорации приходится побуждать каждого из работников вносить свою лепту в общее благо» Ли Якокка Ли Якокка