Критерии и показатели эффективности профессиональной компетентности менеджеров инновационного образования
Постановка проблемы и ключевые вопросы Почему возникла необходимость переосмысления стилей и методов управления современной школой? Что главное в деятельности руководителя ОУ? Какими профессиональными способностями должен обладать современный руководитель? Что такое уровневый подход к развитию профессиональной компетентности руководителя инновационного образования? Считаете ли вы данный подход своевременным и целесообразным?
Почему возникла необходимость переосмысления стилей и методов управления современной школой? - потребность педагогов и родителей в самосовершенствующейся, самоактуализирующейся школе, в которой созданы педагогические условия для творческой деятельности и саморазвития педагогов и учащихся; - становление рыночного хозяйства, здоровой конкуренции и стремление повысить статус образовательного учреждения: востребованными становятся предпринимательские умения, креативное педагогическое мышление и коммуникативная культура руководителя; - усиление связи с наукой, включение в экспериментальную работу вызывает к необходимости поиска наиболее эффективных способов управления развитием творческих процессов. - стабильность, инновационность и успешность деятельности образовательного учреждения всецело зависит от умелой и гибкой политики его руководителя.
Постановка проблемы Почему возникла необходимость переосмысления стилей и методов управления современной школой? Что главное в деятельности руководителя ОУ? Какими профессиональными способностями должен обладать современный руководитель? Что такое уровневый подход к развитию профессиональной компетентности руководителя инновационного образования? Считаете ли вы данный подход своевременным и целесообразным?
Главное в деятельности руководителя школы – это видение перспективы, выработка и обеспечение выполнения стратегии, соответствующей вызовам XXI века.
Директор школы – это человек, который должен обеспечивать реализацию задач, поставленных перед школой государством, в том числе экономических и организационных.
Профессиональное становление директора школы предполагает развитие у него способности быть лидером, стратегом, педагогом, организатором, предпринимателем.
Постановка проблемы Почему возникла необходимость переосмысления стилей и методов управления современной школой? Что главное в деятельности руководителя ОУ? Какими профессиональными способностями должен обладать современный руководитель? Что такое уровневый подход к развитию профессиональной компетентности руководителя инновационного образования? Считаете ли вы данный подход своевременным и целесообразным?
Профессиональная квалификация директора-руководителя отражает уровень его социальной функциональной грамотности, готовность к осуществлению функций руководителя, специальные знания, кругозор и эрудированность в области профессиональной деятельности.
Профессиональная компетентность руководителя-директора ОУ представлена как интегрированная структура, включающая: - управленческую компетентность; - личностную компетентность; - организационно-деятельностную компетентность; - социальную компетентность; - коммуникативную компетентность; - методическую компетентность; - профессиональную квалификацию.
Постановка проблемы Почему возникла необходимость переосмысления стилей и методов управления современной школой? Что главное в деятельности руководителя ОУ? Какими профессиональными способностями должен обладать современный руководитель? Что такое уровневый подход к развитию профессиональной компетентности руководителя инновационного образования? Считаете ли вы данный подход своевременным и целесообразным?
УРОВНЕВЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОУ Высокий профессиональный уровень = высококомпетентный руководитель-директор школы – менеджер – лидер – стратег- организатор – предприниматель Повышенный профессиональный уровень = компетентный руководитель –директор школы – менеджер – педагог – стратег – организатор – предприниматель Продвинутый профессиональный уровень = опытный руководитель-директор школы - менеджер-педагог- организатор Базовый профессиональный уровень = начинающий высококвалифицированный руководитель-директор школы - педагог-организатор
Профессиональная компетентность руководителя-директора ОУ представлена как интегрированная структура, включающая: - управленческую компетентность; - личностную компетентность; - организационно-деятельностную компетентность; - социальную компетентность; - коммуникативную компетентность; - методическую компетентность; - профессиональную квалификацию.
Практическая часть
Управленческая компетентность является показателем компетенций-умений руководителя осуществлять ведущие функции управления, к которым относятся: планирование, организация и контроль.
Директор-стратег Управленческая компетентность директора- стратега выражается в умениях определять перспективу развития школы, использовать альтернативы, создавать систему обмена информацией, связанной с разными направлениями развития школы, развитие системы внешних связей, которые дают возможность реагировать на изменения и достижение поставленных целей.
Директор-организатор Управленческая компетентность директора - организатора связана с организационным менеджментом, составляющими которого являются умения: - организовать и эффективно использовать рабочее время педагогического персонала; - мотивировать развитие инициативы, творчества, энергии педагогического персонала; - создавать систему своевременного информирования о происходящем внутри коллектива; - развивать системы материального и морального стимулирования, способствующих укреплению коллектива; - создавать материально-технические и социально-педагогические условия для функционирования и развития школы, ориентированной на достижение качества образования, формирование символического пространства школы, сохранение и развитие системы ценностей и убеждений.
Директор-предприниматель Управленческая компетентность директора – предпринимателя проявляется в умениях эффективно использовать физические и финансовые ресурсы, проводить маркетинговые исследования образовательного рынка и рынка труда; коллегиально решать вопросы, связанные с нововведениями, опираться на педагогический опыт, который сложился в школе.
Профессиональная компетентность руководителя-директора ОУ представлена как интегрированная структура, включающая: - управленческую компетентность; - личностную компетентность; - организационно-деятельностную компетентность; - социальную компетентность; - коммуникативную компетентность; - методическую компетентность; - профессиональную квалификацию.
Организационно- деятельностная компетентность обладание способностью осуществлять управление разнообразными видами деятельности, которые развиваются в школьной организации; уменея выбирать наиболее эффективные средства повышения качества управления школой.
Профессиональная компетентность руководителя-директора ОУ представлена как интегрированная структура, включающая: - управленческую компетентность; - личностную компетентность; - организационно-деятельностную компетентность; - социальную компетентность; - коммуникативную компетентность; - методическую компетентность; - профессиональную квалификацию.
Социокультурная компетентность – это комплекс знаний о личной, деловой и профессиональной этике, деловом имидже. Эти знания и соответствующие умения являются показателем уровня коммуникативной, личной и деловой культуры педагога, которая проявляется в разных жизненных ситуациях и может считаться гарантом успеха в решении личностно - и профессионально значимых вопросов.
Профессиональная компетентность руководителя-директора ОУ представлена как интегрированная структура, включающая: - управленческую компетентность; - личностную компетентность; - организационно-деятельностную компетентность; - социальную компетентность; - коммуникативную компетентность; - методическую компетентность; - профессиональную квалификацию.
Социальная компетентность – умения устанавливать и развивать партнерские отношения с общественными организациями, социальными институтами; укреплять связи с органами управления образованием, здравоохранением, правоохранительными органами, средними общеобразовательными и высшими учебными заведениями; активно участвовать в мероприятиях городского, регионального, межрегионального и международного уровней; развивать деловые связи со средствами массовой информации.
Профессиональная компетентность руководителя-директора ОУ представлена как интегрированная структура, включающая: - управленческую компетентность; - личностную компетентность; - организационно-деятельностную компетентность; - социальную компетентность; - коммуникативную компетентность; - методическую компетентность; - профессиональную квалификацию.
Личностная компетентность проявляется в том, что руководитель-директор школы обладает интеллектуальным, креативным, критическим мышлением, широтой кругозора, новейшими научными знаниями не только в области педагогических наук; умениями решать проблемы и разрешать конфликтные ситуации, опираясь на научные познания в области психологии и этики делового общения и положительный практический опыт межличностного взаимодействия; знаниями методов поощрения и награждения персонала за творческие достижения и участие в межрегиональных и международных проектах и программах.
Профессиональная компетентность руководителя-директора ОУ представлена как интегрированная структура, включающая: - управленческую компетентность; - личностную компетентность; - организационно-деятельностную компетентность; - социальную компетентность; - коммуникативную компетентность; - методическую компетентность; - профессиональную квалификацию.
Коммуникативная компетентность – умения взаимодействовать в коллективе, выстраивать внешние и внутренние отношения на гуманно-личностной основе; способность к сотрудничеству, межкультурной коммуникации; потребность в овладении иностранным языком для развития международных контактов: обменов учителями и школьниками, участие в международных проектах, конкурсах и олимпиадах.
Управление – специфическая деятельность, предъявляющая к человеку специфические требования.
Основной тезис нашего проекта: Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить.