Статья 3 Конвенции и защита прав беженцев и вынужденных переселенцев Антон Бурков
План 1. Отличие беженцев от вынужденных переселенцев 2. Роль статьи 3 в защите прав беженцев 3. Предварительные меры (Правило 39 Регламента Европейского суда) 4. Роль статьи 3 в защите прав вынужденных переселенцев
1. Отличие беженцев от вынужденных переселенцев Беженец – лицо, находящийся за пределами страны, гражданином которого он является, кто не в состоянии или не желает вернуться в связи с преследованиями или в связи с обоснованным страхом преследования по причине расы, религии, национальности, членства в каких-либо группах, или политического мнения. Вынужденный переселенец – лицо, которое было вынуждено покинуть место своего проживания в пределах границы государства, гражданином которого оно является, такое переселение произошло в связи с необходимостью избежать вооруженный конфликт, насилие, нарушение прав человека, катастрофы. То есть основное отличие состоит в том, что переселение происходит или в пределах границы государства, или за его пределы.
2. Роль статьи 3 Конвенции в защите прав беженцев Статья 3(1) Протокола 4 и статья 4 Протокола 4 защищают только от высылки граждан (коллективной или индивидуальной) с территории государства их гражданства коллективной высылки иностранцев Статьи Конвенции не защищают от индивидуальной высылки иностранцев
НО! в определенной степени права беженцев может защищать статья 3 Вопрос нарушения статьи 3 может возникнуть, когда высылаемые беженцы могут быть подвергнуты пыткам, бесчеловечному или унижающему достоинство обращению в связи с, например, политическим преследованием в стране, куда их собираются выслать
Что такое «экстрадиция» и «депортация»? Экстрадиция - выдача арестованного другому государству Депортация - высылка гражданина одной страны с территории иностранного государства в связи с отсутствием у гражданина иностранного государства права находиться на территории иностранного государства
Нарушение Конвенции Государство будет нарушать статью 3 Конвенции в том случае, если гражданин высылается в страну, где имеются РЕАЛЬНО СУЩЕСТВУЮЩИЕ основания полагать, что он или она будут подвергнуты риску обращения, запрещенного в статье 3 (см. дело Soering v. UK).
Оценка существования риска Реально существующий риск оценивается в свете всех обстоятельств дела, представленных суду сторонами или полученных судом самостоятельно если гражданин уже выслан, то существование риска будет оценивать на основании фактов на момент принятия решения о высылке Если же гражданин еще не выслан, то ко вниманию принимаются и факты, существующие на момент рассмотрения дела в Суде степень обращение должна достигать уровня пыток, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения. доказательства существования риска должны быть высокой степени достоверности
Soering v. UK Экстрадиция в США, где заявитель будет подвергнут нахождению в «камере смертников» в течение минимум 6-8 лет, является «бесчеловечным обращением», что нарушает статью 3
Абсолютность запрета высылки недопустимость взвешивания риска для высылаемого и опасности высылаемого для государства (Chahal v. UK) Даже если источник риска не зависит от действий властных органов (отсутствие в этой стране адекватного лечения - D v. UK)
3. Предварительные меры (Правило 39 Регламента Европейского Суда) Прошение подается: стороной (заявителем или государством) любым заинтересованным лицом (Генеральным Секретарем Совета Европы) по собственной инициативе Суда
3. Предварительные меры (Правило 39 Регламента Европейского Суда) Суд оценивает прошение на соответствие трем критериям: должна иметься угроза тяжкого вреда; вред, угрожающий заявителю, должен быть неминуемым и непоправимым; дело должно быть доказуемым с большой вероятностью
Процедура подачи прошения о применении предварительных мер Подумать заблаговременно - целесообразно связаться с юристом Секретариата Суда еще до вынесения решения о высылке Подавать прошение нужно по факсу, электронной и курьерской почте должно быть четко озаглавлено «Правило 39 - срочно»
Содержание прошения желательно приложить непосредственно жалобу указать стадию исчерпания внутренних средств защиты указать предполагаемую дату и время высылки заявителя, адрес места жительства, номера дел во внутреннем разбирательстве Желательно уведомить о поданном прошении представителя правительства, чтобы дать государству-ответчику действовать быстро в случае удовлетворения прошения.
Предварительные меры являются обязательными для государства-ответчика Маматкулов и Абдурасулович против Турции: «любое государство участник Конвенции… должно подчиниться этим мерам и воздержаться от любого действия или бездействия, которые могут подорвать авторитетность и эффективность окончательного решения» (пункт 110).
4. Роль статьи 3 в защите прав вынужденных переселенцев Подавляющее большинство заявителей в постановлениях против России по Чеченским делам являются вынужденными переселенцами С точки зрения Конвенции и прецедентного права Европейского суда категория «вынужденный переселенец» не имеет юридического значения для определения нарушения статьи 3 Конвенции.