Государственная образовательная политика в Российской Федерации А.И.Безродных, А.А.Пивоваров, КИПК и ПРО
Основное содержание: Необходимость усиления государственного влияния на образование. Стратегические направления развития российского образования. Условия реализации стратегии. (Абрис нормативных документов). Образование в Кировской области.
Право на образование Статья 43 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого гражданина на образование. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.
Образование: определение понятия В Законе Российской Федерации «Об образовании» (1992г.) под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Достижение определенного образовательного уровня удостоверяется соответствующим документом(?).
Причины усиления государственного влияния на образование Внешние: Интеграция образовательного пространства посредством Интернет (стирание границ и расстояний). Тенденции развития европейского образования (по материалам Лиссабонского, Болонского, Копенгагенского, Берлинского саммитов Евросоюза). Появление «открытого общества». Внутренние: Неверное понимание академических прав и свобод в образовании (автономия и изолированность ОУ). Появление «внесистемных агентов» в образовании в лице гражданских институтов. Продолжающийся демографический кризис. Инновационная деятельность образовательных учреждений как ответ на вызовы времени.
Ведущие тенденции развития образования Непрерывное образование «длиною в жизнь и шириною в жизнь». Новое понимание «качества образования» как результата и как процесса. Укрепление и развитие единства образовательного пространства. Соответствие системы образования в социально- экономическим условиям.
Основные требования к системе образования: Государственный заказ (изложен в стандартах, в предметных программах). Основная цель – обеспечение конкурентоспособности и национальной безопасности страны. Общественный заказ (отражен в программах развития). Основная цель – обеспечение социальной справедливости, горизонтального партнерства. Персональный заказ (отмечен в индивидуальных образовательных программах). Основная цель – обретение и развитие качеств, необходимых для личностного успеха, реализация принципа himself made man.
Национальная доктрина образования Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Национальная доктрина образования в Российской Федерации, рассчитанная на период до 2025года. (п.2 ст.1 Закона Российской Федерации «Об образовании»)
Национальная доктрина образования Национальная доктрина образования в Российской Федерации – основополагающий государственный документ, устанавливающий приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления ее развития. Доктрина определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования на период до 2025года.
Национальная доктрина образования Стратегические цели образования: Создание основы для устойчивого социально- экономического и духовного развития России, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности; Укрепление демократического правового государства и гражданского общества, Кадровое обеспечение динамично развивающейся рыночной экономики, Утверждение статуса России в мировом сообществе как мировой державы.
Национальная доктрина образования Ожидаемые результаты реализации доктрины: Создание демократической системы образования, гарантирующей необходимые условия для полноценного качественного образования на всех уровнях; Индивидуализация образовательного процесса за счет многообразия видов и форм образовательных учреждений; Достижение нового качества образования; Обеспечение доступности образования.
Из Стратегии 2020… Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач:
Из Стратегии 2020… Обеспечение инновационного характера базового образования: Обновление структуры образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития, в том числе формирование федеральных университетов, национальных исследовательских центров. Обеспечение компетентностного подхода, взаимосвязи академических и практических умений…, развитие вариативности образовательных программ…
Из Стратегии 2020… Модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития: Создание системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей, независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального положения. Создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования и успешную социализацию обучающихся. Создание инфраструктуры социальной мобильности учащихся.
Из Стратегии 2020… Создание современной системы непрерывного образования: Признание равноправия формального, неформального и информального образования посредством внешней независимой сертификации профессиональных квалификаций
Из Стратегии 2020… Формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей: Участие потребителей и общественных институтов в формировании, проведении и контроле оценки качества образования. Создание прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление и достоверность информации.
Основные направления деятельности Правительства на период до 2012 года Развитие дошкольного образования: Реструктуризация и развитие сети дошкольных учреждений, создание конкурентной среды. Стимулирование развития частных дошкольных организаций, других форм содержания детей, включая домашние и семейные.
Основные направления деятельности Правительства на период до 2012 года Комплексная модернизация общего образования: Создание эффективных способов обновления качества образования. Повышение конкурентоспособности и открытости общего образования. Укрепление кадрового потенциала общего образования.
Основные направления деятельности Правительства на период до 2012 года Начальное и среднее профессиональное образование: Совершенствование учебных программ, в том числе – прикладного бакалавриата. Развитие новых организационных форм, комплексные учебные центры профессиональной квалификации.
Основные направления деятельности Правительства на период до 2012 года Комплексная модернизация высшего профессионального образования: Совершенствование образовательных программ и технологий. Создание конкурентной среды высшего образования. Повышение доступности высшего образования.
Основные направления деятельности Правительства на период до 2012 года Система непрерывного профессионального образования: Формирование конкурентного рынка услуг непрерывного образования. Изменение механизмов финансового обеспечения программ и стимулирование спроса на услуги непрерывного образования.
Фундаментальные основы государственной политики в области образования в РФ Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права
Фундаментальные основы государственной политики в области образования в РФ Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования.
Фундаментальные основы государственной политики в области образования в РФ на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, … если образование данного уровня гражданин получает впервые, в порядке, предусмотренном законами Российской Федерации
Фундаментальные основы государственной политики в области образования в РФ Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.
Фундаментальные основы государственной политики в области образования в РФ Граждане Российской Федерации имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования. Вопросы изучения государственных языков республик в составе Российской Федерации регулируются законодательством этих республик
Фундаментальные основы государственной политики в области образования в РФ Государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов
Фундаментальные основы государственной политики в области образования в РФ Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования
Фундаментальные основы государственной политики в области образования в РФ В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие комплекс требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального, среднего и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию
Принципы государственной политики в области образования в Российской Федерации Гуманистический характер образования Приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье
Принципы государственной политики в области образования в Российской Федерации Единство федерального культурного и образовательного пространства Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства
Принципы государственной политики в области образования в Российской Федерации Общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников Светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Свобода и плюрализм в образовании Демократический, государственно-общественный характер управления
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Обновление образовательных стандартов. Система поддержки талантливых детей. Развитие учительского потенциала. Современная школьная инфраструктура. Здоровье школьников. Расширение самостоятельности школ.
Образование в Кировской области Стратегические направления развития образования в Кировской области определяются Стратегией социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года и Концепцией областной целевой программы «Развитие образования в Кировской области на годы».СтратегиейКонцепцией
Образование в Кировской области Обеспечение доступности и качества дошкольного образования. Развитие сети учреждений общего образования и создания в них условий, отвечающих современным требованиям. Приведение качества подготовки выпускников учреждений профессионального образования в соответствие с потребностями регионального рынка труда. Развитие кадрового потенциала системы образования.