Лекция 1. Образовательная политика в России. Основные направления модернизации образования. План 1. Роль государства и общества в развитии системы отечественного образования. 2. Понятие «образовательная политика». Основные приоритеты образовательной политики. 3. Модернизация Российского образования.
1. Роль государства и общества в развитии системы отечественного образования. О Б Р А З О В А Н И Е Государство Общество Личность, успешная и полезная в обществе, способствующая укреплению государства Человек 2Сидоров С.В. -
Другие законы и иные нормативные правовые акты РФ, а также субъектов РФ в области образования. Законодательство РФ в области образования Конституция Российской ФедерацииКонституция Российской Федерации. Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992)Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992). 3Сидоров С.В. -
Конституция РФ, статья Каждый имеет право на образование. 2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. 4Сидоров С.В. -
Конституция РФ, статья Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. 5Сидоров С.В. -
4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Конституция РФ, статья 43 6Сидоров С.В. -
Конституция РФ, статья Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования. 7Сидоров С.В. -
Образование – «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)». Закон РФ «Об образовании» (1992) 8Сидоров С.В. -
Система образования в РФ представляет собой совокупность следующих взаимодействующих компонентов: - преемственных образовательных программ различных уровня и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований; - сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций; 9Сидоров С.В. -
- органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений и организаций; - объединений юридических лиц, общественных и государственно- общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования. Система образования в РФ… 10Сидоров С.В. -
В образовательной политике реализуется социальная ответственность государства в сфере образования. 2. Основные приоритеты образовательной политики. 11Сидоров С.В. -
Фундаментальные основы государственной политики в области образования в РФ Изложены в статье 43 Конституции РФ а также в приведённых далее положениях, установленных Законом РФ «Об Образовании» (1992). 12Сидоров С.В. -
Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной. Образование в РФ осуществляется в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права. Фундаментальные основы государственной политики в области образования в РФ 13Сидоров С.В. -
Гражданам РФ гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. Фундаментальные основы государственной политики в области образования в РФ 14Сидоров С.В. -
Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом. Фундаментальные основы государственной политики в области образования в РФ 15Сидоров С.В. -
Граждане РФ имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования. Вопросы изучения государственных языков республик в составе РФ регулируются законодательством этих республик. Фундаментальные основы государственной политики в области образования в РФ 16Сидоров С.В. -
Государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии, условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Фундаментальные основы государственной политики в области образования в РФ 17Сидоров С.В. -
Проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области образования обеспечивает Правительство Российской Федерации. Фундаментальные основы государственной политики в области образования в РФ 18Сидоров С.В. -
Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная целевая программа развития образования (текущая Программа принята на период годов). Фундаментальные основы государственной политики в области образования в РФ 19Сидоров С.В. -
В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах, осуществляющих управление в сфере образования, создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются. Фундаментальные основы государственной политики в области образования в РФ 20Сидоров С.В. -
Принципы государственной политики в области образования Изложены в ст. 2 Закона РФ «Об Образовании» 21Сидоров С.В. -
1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; Принципы государственной политики в области образования 22Сидоров С.В. -
2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; Принципы государственной политики в области образования 23Сидоров С.В. -
3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; Принципы государственной политики в области образования 24Сидоров С.В. -
4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; 5) свобода и плюрализм в образовании; Принципы государственной политики в области образования 25Сидоров С.В. -
6) демократический, государственно- общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений. Принципы государственной политики в области образования 26Сидоров С.В. -
Главная задача модернизации российской системы образования: обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. 3. Модернизация российского образования. 27Сидоров С.В. -
Федеральная целевая программа развития образования на годы Цель ФЦП РО: обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации. 28Сидоров С.В. -
- модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития; - приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда; - развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг. Задачи ФЦП РО на годы: 29Сидоров С.В. -
Использованные источники Сидоров С.В. -