Лекция 5. Уровни исторического исследования. План лекции Эмпирическое познание истории. Суть эмпирического знания и пути его получения: познавательно-целевые.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лекция 6. Уровни исторического исследования. План лекции Эмпирическое познание истории. Суть эмпирического знания и пути его получения: познавательно-целевые.
Advertisements

Лекция 5. Уровни научного исследования. План лекции Эмпирическое познание. Суть эмпирического знания и пути его получения: познавательно-целевые установки,
Лекция 2. Методология и методы исторической науки.
Лекция 3. Методология и методы исторической науки.
Лекция 2. Методология и методы как неотъемлемая часть научного исследования.
Лекция 4. Исторический факт в историческом исследовании.
Лекция 6. Исторический факт в историческом исследовании.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ.
ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. Подходы к решению проблемы познаваемости мира Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального.
Лекция 7 Теория как форма научного знания. План занятия 1.Понятие научной теории. 1.Понятие научной теории. 2.Структура научной теории. 2.Структура научной.
ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. Подходы к решению проблемы познаваемости мира Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального.
Правила оформления Правила оформления исследовательской работы Подготовила : Таранова О.С.
Методология научных исследований. Методика теоретических и экспериментальных исследований.
Метод(от греч. «путь исследования, теория, учение») - способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов и операций практического.
Конкретное социологическое исследование – основа прикладной социологии 1 Понятие о конкретном социологическом исследовании 2 Разновидности конкретного.
ПОЗНАНИЕ © С.К. Свечников, Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ.
Внимательно прочтите вопрос и варианты ответов на него. Выберите из предложенных вариантов один или несколько верных и впишите номер/а выбранных вами ответов.
Метод способ достижения цели исследования, его решающая роль в успехе той или иной исследовательской работы очевидна. От его выбора зависти всё исследование,
Тема 2. Принципы и методы научного познания в социально- экономической географии.
Особенности дифференциации при подготовке старшеклассников к ЕГЭ по истории России Учитель истории Хайруллина А.Р. Кайбицкий район Кайбицкий район Республики.
Транксрипт:

Лекция 5. Уровни исторического исследования

План лекции Эмпирическое познание истории. Суть эмпирического знания и пути его получения: познавательно-целевые установки, теории, методы исследования. Эмпирическое познание истории. Суть эмпирического знания и пути его получения: познавательно-целевые установки, теории, методы исследования. Исторические описания Исторические описания Теоретический уровень познания. Познавательно-целевые установки, теории, методы исследования. Теоретический уровень познания. Познавательно-целевые установки, теории, методы исследования. Объяснение как задача теоретического уровня исследования, виды исторических объяснений. Объяснение как задача теоретического уровня исследования, виды исторических объяснений.

Литература к лекции Варшавчик М.А. Вопросы логики исторического исследования и исторический источник // Вопросы истории Варшавчик М.А. Вопросы логики исторического исследования и исторический источник // Вопросы истории Генинг В.Ф. Структура археологического познания. Киев, Генинг В.Ф. Структура археологического познания. Киев, Данилевский И.Н.,Кабанов В.В., Медушевская О.М., Румянцева М.Ф. Источниковедение. Теория. История. Метод.- М Данилевский И.Н.,Кабанов В.В., Медушевская О.М., Румянцева М.Ф. Источниковедение. Теория. История. Метод.- М Егорова В.С. Проблема объяснения в исследованиях по гражданской истории // Философские науки Егорова В.С. Проблема объяснения в исследованиях по гражданской истории // Философские науки Иванов Г.М., Коршунов А.М., Петров Ю.В. Методологические проблемы исторического познания. М., Иванов Г.М., Коршунов А.М., Петров Ю.В. Методологические проблемы исторического познания. М., Пронштейн А.П. Методика исторического источниковедения. Ростов-на- Дону, Пронштейн А.П. Методика исторического источниковедения. Ростов-на- Дону, Ракитов А.И. Историческое познание. М., Ракитов А.И. Историческое познание. М., Румянцева М.Ф. Теория истории. М., Румянцева М.Ф. Теория истории. М., Санцевич А.В. Эмпирический и теоретический уровни познания в историческом исследовании // Методологические проблемы общественных наук. Киев, С Санцевич А.В. Эмпирический и теоретический уровни познания в историческом исследовании // Методологические проблемы общественных наук. Киев, С Тош Дж. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка. М., Тош Дж. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка. М., Хвостова К.В., Финн В.К. Гносеологические и логические проблемы исторической науки. М Хвостова К.В., Финн В.К. Гносеологические и логические проблемы исторической науки. М Юдин Б.Г. Объяснение и понимание в исторических исследованиях // Вопросы философии Юдин Б.Г. Объяснение и понимание в исторических исследованиях // Вопросы философии

Эмпирический уровень научного исследования Эмпирия - «опыт», «наблюдение» Эмпирия - «опыт», «наблюдение» Эмпирический уровень познания - это проявление чувственной стадии познания в науке Эмпирический уровень познания - это проявление чувственной стадии познания в науке Познание явления - внешних, видимых свойств изучаемого явления. Познание явления - внешних, видимых свойств изучаемого явления. Чувственное познание характеризует историческую реальность в виде образов, представляющих совокупность определенных данных о внешних чертах и свойствах этой реальности Чувственное познание характеризует историческую реальность в виде образов, представляющих совокупность определенных данных о внешних чертах и свойствах этой реальности

Эмпирический уровень научного исследования Цель: Поиск и выявление научных исторических фактов Цель: Поиск и выявление научных исторических фактов Накопление конкретного материала, относящегося к изучаемому процессу Накопление конкретного материала, относящегося к изучаемому процессу Завершается всегда описанием научного исторического факта Завершается всегда описанием научного исторического факта

Эмпирический уровень научного исследования Эмпирические факты могут быть систематизированы, классифицированы, обобщены, сравнимы, т.е. для их поиска, выявления и описания используются соответствующие методы исследования Эмпирические факты могут быть систематизированы, классифицированы, обобщены, сравнимы, т.е. для их поиска, выявления и описания используются соответствующие методы исследования

Методы сбора исторической информации Методы поиска документальной информации (библиографический поиск, архивный поиск Методы поиска документальной информации (библиографический поиск, архивный поиск Методы аналитико-синтетической переработки научной информации (библиографическое описание, аннотирование, реферирование. Перевод документов, сбор, критическая оценка. систематизация. Обобщение данных. Устная история. Метод включенного наблюдения Методы аналитико-синтетической переработки научной информации (библиографическое описание, аннотирование, реферирование. Перевод документов, сбор, критическая оценка. систематизация. Обобщение данных. Устная история. Метод включенного наблюдения

Методы сбора исторической информации Методы аналитико-синтетической переработки научной информации (библиографическое описание, аннотирование, реферирование. Методы аналитико-синтетической переработки научной информации (библиографическое описание, аннотирование, реферирование. Перевод документов, сбор, критическая оценка. систематизация. Обобщение данных. Устная история. Метод включенного наблюдения Перевод документов, сбор, критическая оценка. систематизация. Обобщение данных. Устная история. Метод включенного наблюдения

Методы анализа исторических источников Формализация Формализация Метод унифицированной анкеты Метод унифицированной анкеты Метод контент-анализа Метод контент-анализа Информативно-целевой анализ текстов (метод деконструкции текстов) Информативно-целевой анализ текстов (метод деконструкции текстов) Семиотический анализ Семиотический анализ Метод психоанализа документов Метод психоанализа документов

Методы систематизации исторических данных Модели исторических данных –организованная историческая информация, пока не обобщенная и не проанализированная Модели исторических данных –организованная историческая информация, пока не обобщенная и не проанализированная Текстовая модель (описание) (Биографический метод, монографические описания, материалы, словари, энциклопедии, хронологические таблицы) Текстовая модель (описание) (Биографический метод, монографические описания, материалы, словари, энциклопедии, хронологические таблицы) Числовая модель данных (система статистических показателей, вариационные ряды, динамические ряды) Числовая модель данных (система статистических показателей, вариационные ряды, динамические ряды) Схемы Схемы Карты Карты Компьютерные модели исторических данных (базы данных, мультимедийные технологии и.т.п.) Компьютерные модели исторических данных (базы данных, мультимедийные технологии и.т.п.)

Эмпирический уровень научного исследования Система научных фактов, выявленных на эмпирическом уровне, представляет собой научное описание изучаемой исторической реальности в пределах поставленной исследовательской задачи Система научных фактов, выявленных на эмпирическом уровне, представляет собой научное описание изучаемой исторической реальности в пределах поставленной исследовательской задачи

Исторические описания Формы исторических описаний Естественно- языковая графическая Количественные показатели

Исторические описания Пример словесного описания: «А.С.Лебедев - выдающийся деятель вятского просвещения начала XX в., один из организаторов музейного дела в Прикамье и на Урале. Он родился в 1888 г. в слободе Кукарке Вятской губернии (ныне г. Советск Кировской области). Учился на естественном отделении физико- математического факультета Казанского университета, затем на юридическoм факультете – Петербургского. В студенческие годы принимал участие в археологических изысканиях в Казанской и Вятской губерниях. Александр Сергеевич был основателем Образовательного общества, библиотеки и музея в слободе Кукарке. Лебедев активно сотрудничал с Сарапульским земским музеем» Пример словесного описания: «А.С.Лебедев - выдающийся деятель вятского просвещения начала XX в., один из организаторов музейного дела в Прикамье и на Урале. Он родился в 1888 г. в слободе Кукарке Вятской губернии (ныне г. Советск Кировской области). Учился на естественном отделении физико- математического факультета Казанского университета, затем на юридическoм факультете – Петербургского. В студенческие годы принимал участие в археологических изысканиях в Казанской и Вятской губерниях. Александр Сергеевич был основателем Образовательного общества, библиотеки и музея в слободе Кукарке. Лебедев активно сотрудничал с Сарапульским земским музеем»

Исторические описания Пример графического описания: Пример графического описания:. Диаграмма распределения научных интересов женщин-археологов гг.

Исторические описания Пример: описание в виде таблицы: Пример: описание в виде таблицы: Образование женщин-археологов Место обучения ФИОГода Бестужевские курсы 1.Максимова М.И. 2.Тревер К.В. 3.Книпович Т.Н. 4.Кривцова-Гракова О.Н

Типы исторических описаний 1. Полные, целостные - в них можно различить все элементы, свойства, отношения того или иного объекта ( в той мере, в какой описание фиксирует основные стадии Бородинского сражения, этапы его подготовки, расположение, состав войск, их передвижение, приказы командующих и т.п.) 1. Полные, целостные - в них можно различить все элементы, свойства, отношения того или иного объекта ( в той мере, в какой описание фиксирует основные стадии Бородинского сражения, этапы его подготовки, расположение, состав войск, их передвижение, приказы командующих и т.п.)

Типы исторических описаний 2. Частичные описания – описание отдельных фрагментов сражения 2. Частичные описания – описание отдельных фрагментов сражения

Типы исторических описаний 3. Единичные описания – фиксируют единичные, индивидуальные признаки явления (например, описание портрета Кутузова в определенны момент Бородинского сражения) 3. Единичные описания – фиксируют единичные, индивидуальные признаки явления (например, описание портрета Кутузова в определенны момент Бородинского сражения)

Черты исторических описаний 1. Обязательная фиксация временного момента 1. Обязательная фиксация временного момента 2. Природные описания попадают в исторические только в той мере, в какой они повлияли на деятельность людей 2. Природные описания попадают в исторические только в той мере, в какой они повлияли на деятельность людей 3. Главное внимание – деятельность человека 3. Главное внимание – деятельность человека 4. В описании фиксируются детали и закрепляется информация, необходимые для объяснения деятельности человека 4. В описании фиксируются детали и закрепляется информация, необходимые для объяснения деятельности человека

Теоретический уровень исторического познания Является проявлением рациональной формы человеческого познания Является проявлением рациональной формы человеческого познания Осуществляется с помощью понятий, суждений, умозаключений Осуществляется с помощью понятий, суждений, умозаключений

Теоретический уровень исторического познания Цель – объяснение исторических фактов через раскрытие внутренних, существенных признаков явления. Часть исследователей предполагает выявление исторических законов Цель – объяснение исторических фактов через раскрытие внутренних, существенных признаков явления. Часть исследователей предполагает выявление исторических законов Используются методы: анализ, синтез, сравнение, типология, моделирование, реконструкция и т.п. Используются методы: анализ, синтез, сравнение, типология, моделирование, реконструкция и т.п.

Понятие объяснения До конца XIX в. – отсутствие четкой теории исторического объяснения: история как описательная дисциплина К. XIX в. Огюст Конт: «Историческое объяснение означает, что историк открывает законы и истолковывает мир, как в естественных науках»

Понятие объяснения Объяснение –это раскрытие сущности объекта посредством выявления наиболее существенных черт и связей, тенденций генезиса, функционирования и развития объекта Объяснение –это раскрытие сущности объекта посредством выявления наиболее существенных черт и связей, тенденций генезиса, функционирования и развития объекта

Виды исторических объяснений Через закон Через закон Причинно-следственные Причинно-следственные Генетические Генетические Структурные Структурные Функциональные Функциональные Посредством определения Посредством определения

Виды объяснения Мотивационные Мотивационные Через нормативность Через нормативность Психологоэмоциональные Психологоэмоциональные

Методы объяснений Системный Системный Типологический. Типологический. Сравнительный Сравнительный Генетический Генетический Математические методы Математические методы

Спасибо за внимание!