Человек может бегать, как олень, ползать, как змея,плавать, как рыба. И только летать, как птица, не может. Так веками думали люди, глядя на парящих в небе птиц. С глубокой древности человека привлекало и манило к себе звездное небо. Мечта о создании летательных аппаратов и полетах в космос нашла свое отражение в мифах, легендах и сказаниях практически всех народов Земли Долог и тернист был путь человека в космос. Из наблюдений за светилами складывались научные познания о Вселенной. Однако прошло много тысяч лет, прежде чем осуществилась мечта человека.
Люди, покорившие космос Дедал Братья Монгольфье Пилатр де Розье Н. Е. Жуковский А. Ф. Можайский К. Э. Циолковский С. П. Королев Ю. А. Гагарин
В мифе Овидия «Метаморфозы" рассказывается о Дедале - скульпторе и художнике, зодчем и изобретателем - и его сыне – Икаре. Чтобы избежать рабства, он очень хотел подняться в воздух. Дедал сделал две пары крыльев, надев на каркас перья и скрепив их воском. "И велел отец Икару лететь, не отставая от него, не подниматься очень высоко, чтобы солнце не растопило воск, и не опускаться низко над морем, чтобы брызги не намочили крылья. Но не послушался Икар. Взмыл высоко в небо. Воск растаял - Икар погиб в море".
Много лет назад (в 18 веке) в маленьком городке на юге Франции жили два брата – Жозеф ( ) и Этьен ( ) Монгольфье. Наблюдав, как поднимается дым из трубы, братья не раз задавали вопрос: " Отчего это происходит?" Они склеили из бумаги огромный шар и наполнили его дымом. Шар тотчас же рванулся в небо и стал быстро набирать высоту. Братья стали экспериментировать с воздушными шарами. Однажды к шару они привязали корзину, в корзине сидели первые воздухоплаватели - баран, петух и утка. На воздух остыл, шар опустился на землю, животные разбежались.
И вот настал день, когда на борт воздушного шара - монгольфьера - впервые поднялся человек. Звали его Пилатр де Розье. С тех пор люди много раз поднимались на воздушных шарах и аэростатах. Только надували их уже не дымом, а легким газом. Потом поставили на аэростат двигатели, соединили его с воздушным винтом - пропеллером, получился дирижабль.
Жил в Москве профессор математики Николай Егорович Жуковский ( ). Он, уже стариком, бывало, вместе с мальчишками любовался полетом голубей. Однажды приделал к своему велосипеду крылья из парусины и реек, прохожие только головой качали: " С бородой, а чего вытворяет.". Нор мальчишки не удивлялись: они знали: Жуковский не забавляется, а изучает свойства воздуха и законы полета. Он понятней всех смог объяснить, как это птицы парят в вышине и неподвижными крыльями, почему дым из трубы выходит клубами, а кошка падает непременно на четыре лапы. Сам Жуковский не построил ни самолета, ни планера, но зато все это технически описал. Николая Егоровича Жуковского считают отцом русского самолетостроения.
В России первым в воздух поднялся Александр Федорович Можайский ( ). Сначала самолеты были открытыми: летчик сидел прямо на крыле или в кресле между двумя рядами крыльев. Затем корпус самолета стал закрытым, но деревянным, а позднее и цельнометаллическим. Изготовляют самолеты из сплавов алюминия, чтобы машина была легкой. От легких деревянных, на которых мог летать только один человек, самолетостроение шагнуло к изготовлению таких мощных самолетов, как "Руслан" и "Антей", которые могут перевозить в своих салонах другие самолеты, танки да еще по несколько штук сразу. Для передвижения человека по воздуху созданы еще и вертолеты.
Мало показалось человеку небо. Решил он посмотреть, а что есть там, выше неба. С этого решения и началась эра покорения космоса. С глубокой древности человека привлекало и манило к себе звездное небо. Первые труды по ракетодинамике и космонавтике написаны русским ученым Константином Эдуардовичем Циолковским( ) - человеком, чей разум намного опередил время. Однако даже в самых дерзких мечтах своих он не мог предположить, что эра космоса начнется так скоро, и уже его последователи и ученики, ученые и конструкторы будут создавать и отправлять в полет первые космические корабли.
Сергей Павлович Королев ( ) - ученый, под руководством которого были созданы первые баллистические и геофизические ракеты, искусственные спутники Земли и пилотируемые космические корабли. 4 октября 1957 года Советский Союз вывел на околоземную орбиту первый искусственный спутник. Затем были корабли, в которых на орбиту Земли отправились растения, земноводные, собаки.
И вот настал день - 12 апреля 1961 года. Юрий Алексеевич Гагарин впервые поднялся в космос на корабле "Восток - 1". Его позывные - "Я - Кедр" - узнала вся Земля. Хоть и совершил он лишь один виток вокруг Земли и пробыл в космосе 108 минут, но это было начало - начало полетов в космос женщин, начало групповых полетов, начало выходов в открытый космос, начало эры международных космических станций, начало полетов на Луну, к Марсу и Венере.
Больше нет робости перед тьмою вечною, больше нет - пропасти за тропою Млечною. Наверху - ждут еще: мир планет светится, скоро им в будущем человек встретится! С.Кирсанов