Массовая Культура Массовая культура - вид культуры, характеризующийся производством культурных ценностей: - рассчитанных на массовое потребление и на усредненный массовый вкус; - стандартизованных по форме и содержанию; - предполагающих коммерческий успех; и - распространяемых средствами массовой информации.
Массы – это «вульгарные, мещанские души, сознающие свою посредственность, смело заявляющие свое право на вульгарность повсюду» Х.Ортега-и-Гассет «Восстание масс»
Предпосылки возникновения человека массы: 1- Рост материального благосостояния людей, комфорт и общественный порядок 2- Реальные равенства перед законом, отсутствие правовых привилегий, ценности материальной демократии (политический плюрализм, готовность к толерантности, оппозиция) 3- Развитие НТП, индустриализация производства 4- Изменения в иерархии духовных ценностей
Социокультурные причины формирования: 1- Общедоступность («зона комфорта») 2- Занимательность (акцент на зрительное, визуальное восприятие) 3- Серийность, тиражируемость (мыльные оперы) 4- Пассивность восприятия 5- Коммерческий характер
Особенности: 1- Секуляризация культуры 2- Урбанизация 3- Становление системы всеобщего образования 4- Технический прогресс 5- Распространение рыночных отношений на сферу культуры
Направления: -индустрия детства; -массовая общеобразовательная школа; -средства массовой информации; -система национальной идеологии и пропаганды; -массовые политические движения и партии; -мировая социальная мифология; -индустрия развлекательного досуга; -индустрия оздоровительного досуга; -индустрия интеллектуального и эстетического досуга; -система рекламы, моды; -различные игровые комплексы; -словари, справочники, энциклопедии, электронные банки информации, библиотеки.
Каналы приобщения к массовой культуре (массмедиа): - СМИ - Кино - Интернет