Азовское море - уникальный природный объект. Важность сохранения его в чистом виде очевидна. Каждый из нас понимает, что наше море является источником как материального, так и духовного богатства. Основными проблемами Азовского моря являются его неудовлетворительное экологическое состояние, обусловленное активизацией экономической деятельности приморских стран. В 2008 г. Россия и Украина превысили объемы промышленного производства. Соответственно, усилилось попадание в море загрязняющих веществ, которые поступают со сточными водами и при морских перевозках.
Азовское море северо-восточный бассейн Чёрного моря, с которым оно соединяется Керченским проливом. Это самое мелкое море в мире, его глубина не превышает 14 метров. Крайние точки Азовского моря лежат между 45° и 47° с.ш. и между 33° и 39° в. д. Самая большая его длина 343 км, самая большая ширина 231 км; длина береговой линии 1472 км; площадь поверхности км². По морфологическим признакам оно относится к плоским морям и представляет собой мелководный водоём с невысокими береговыми склонами. Азовское море является самым континентальным морем планеты. В зимний период возможно частичное или полное замерзание. Как правило, льдообразование характерно для января, но в холодные годы может иметь место на месяц раньше. Ихтиофауна Азовского моря в настоящее время включает 103 вида и подвида рыб.
Реки, впадающие в Азовское море, сильно загрязняются отходами металлургических и химических предприятий, а также коммунальными сточными водами. Азовское море, которое было самым продуктивным в мире, в настоящее время практически утратило свое рыбопромысловое значение. Основными источниками загрязнения Азовского моря являются промышленные предприятия и порты города Мариуполя. Металлургическими комбинатами «Азовсталь», «Азовмаш» ежегодно сбрасывается свыше 800 млн. м 3,более 850 млн. м 3 сточных вод. В стоках наблюдается ПДК азота в 2,74 раза, железа в 4 раза, меди – в 2,26 раза, нефтепродуктов в 2,26 раза. Очистительные сооружения прибрежных портов работают недостаточно эффективно.
Загрязнение вод нефтью и нефтепродуктами происходит вследствие морских грузоперевозок и деятельности портов. Крупнейшей за последние годы стала катастрофа г., когда в Керченском проливе из-за шторма были выброшены на берег 10 судов. В море попало 3 тыс. т мазута и около 7 тыс. т серы, что привело к загрязнению дна Азовского моря, гибели большого количества рыбы, дельфинов и птиц. Концентрация нефтепродуктов в Азовском море превышает ПДК в 10 раз. Разливы нефти ухудшают кислородный обмен между водой и воздухом, пестициды отравляют водные организмы. Отсутствие достаточного количества надлежащих портовых сооружений для обработки экологически опасных грузов приводит к значительному загрязнению морских акваторий и акваторий портов.
Одними из главных причин Экологических проблем моря является строительство водохранилищ на основных, питающих море реках (Дон, Кубань), превращение этих водохранилищ в гигантские промышленные отстойники и неконтролируемое увеличение слива пестицидов в море с прилегающих сельскохозяйственных массивов. Особую опасность для экосистемы Азовского моря представляют сельскохозяйственные стоки, в состав которых входит много ядовитых химических веществ. Пагубно действуют на ихтиофауну также минеральные удобрения – нитраты и фосфаты. Со стоком малых рек в бассейны Азовского моря попадает около 12% не усвоенных азотных удобрений, 13% фосфорных удобрений и 6% пестицидов.
Азовское море стоит на грани экологической катастрофы. По моему мнению, основной проблемой является то, что заложенные в бюджете скромные суммы на мероприятия по охране и воспроизводству окружающей среды морей не расходуются полностью или используются не по назначению. Так же довольно весомой проблемой является низкая экологическая сознательность граждан СНГ, которую нужно повышать, и это задача государства в той же мере, как и задача граждан, ведь если не начать спасение Азовского моря сейчас, и так уже на грани экологической катастрофы, море может постигнуть очень печальная судьба.