Образование и здоровье школьников
Здоровье Крепкое здоровье Слабое здоровье С т р е с с о р ы Это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. (Из Устава ВОЗ)
Физическое здоровье: Это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение); Это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение); Это состояние роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции (медицинское определение). Это состояние роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции (медицинское определение).
Психическое здоровье: Это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности (педагогическое определение); Это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности (педагогическое определение); Это состояние психической сферы, основу которой составляет статус общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция (медицинское определение). Это состояние психической сферы, основу которой составляет статус общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция (медицинское определение).
Социальное здоровье - это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека. Социальное здоровье - это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека. Нравственное здоровье - это комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственное здоровье - это комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Духовное здоровье - система ценностей и убеждений. Духовное здоровье - система ценностей и убеждений.
От чего зависит наше здоровье? наследственность (биологические факторы) - 20% наследственность (биологические факторы) - 20% условия внешней среды : природные и социальные факторы - 20% условия внешней среды : природные и социальные факторы - 20% деятельность системы здравоохранения - 10% деятельность системы здравоохранения - 10% образ жизни - 50%. образ жизни - 50%.
Школьные факторы риска Безруких М.М Основные Основные Стрессовая тактика педагогических воздействий Стрессовая тактика педагогических воздействий Несоответствие методик обучения возрастным возможностям школьников Несоответствие методик обучения возрастным возможностям школьников Отсутствие системной работы по формированию ценностей здоровья Отсутствие системной работы по формированию ценностей здоровья Низкая квалификация педагогов в вопросах возрастной физиологии, психологии, гигиены Низкая квалификация педагогов в вопросах возрастной физиологии, психологии, гигиены Дополнительные Дополнительные Несоответствие условий обучения санитарно – гигиеническим требованиям Несоответствие условий обучения санитарно – гигиеническим требованиям Снижение уровня медицинского контроля за здоровьем школьников Снижение уровня медицинского контроля за здоровьем школьников Плохая организация питания Плохая организация питания Отсутствие спортивных залов и квалифицированных педагогов Отсутствие спортивных залов и квалифицированных педагогов Низкая культура семьи в вопросах здоровья Низкая культура семьи в вопросах здоровья Влияние этих факторов комплексное, системное, непрерывное, длительное
Здоровый образ жизни: Благоприятное социальное окружение; Благоприятное социальное окружение; Духовно-нравственное благополучие; Духовно-нравственное благополучие; Оптимальный двигательный режим (культура движений); Оптимальный двигательный режим (культура движений); Закаливание организма; Закаливание организма; Р ациональное питание; Р ациональное питание; Личная гигиена; Личная гигиена; Отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ); Отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ); Положительные эмоции. Положительные эмоции.
Здоровьесберегающая технология Условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); Условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); Рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); Рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); Соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; Соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; Необходимый, достаточный и рационально Необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим. организованный двигательный режим.
Педагогу в организации и проведении урока необходимо учитывать: Обстановку и гигиенические условия в классе Обстановку и гигиенические условия в классе Число видов учебной деятельности Число видов учебной деятельности Среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности Среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности Число видов преподавания Число видов преподавания Чередование видов преподавания Чередование видов преподавания Наличие и выбор места на уроке методов Наличие и выбор места на уроке методов творческого самовыражения самих учащихся творческого самовыражения самих учащихся
Педагогу в организации и проведении урока необходимо учитывать: Место и длительность применения ТСО Место и длительность применения ТСО Позы учащихся, чередование поз Позы учащихся, чередование поз Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни Психологический климат на уроке Психологический климат на уроке Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями
Проблемы школы, связанные со здоровьем обучающихся Снятие учебных перегрузок школьников Снятие учебных перегрузок школьников Организация физической активности учащихся Организация физической активности учащихся Организация правильного питания школьников Организация правильного питания школьников Профилактика школьных болезней Профилактика школьных болезней Охрана и укрепление психического здоровья учащихся Охрана и укрепление психического здоровья учащихся Организация сотрудничества с родителями Организация сотрудничества с родителями Формирование культуры здоровья учащихся Формирование культуры здоровья учащихся
Сухомлинский В.А. ''3абота о человеческом здоровье - тем более о здоровье ребенка, - это ''3абота о человеческом здоровье - тем более о здоровье ребенка, - это не только комплекс санитарно- гигиенических норм и правил, не свод не только комплекс санитарно- гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего, забота о требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества'' гармонии является радость творчества''
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ! Могильникова Ольга Михайловна Учитель начальных классов МОУ СОШ 30 г. Энгельс 2011 г.