Основные требования к организации уроков: 1. Дидактические; 2. Воспитательные; 3. Психологические; 4. Гигиенические.
Дидактические требования: Определение образовательной цели; Осуществление дидактических принципов обучения; Выбор рациональных методов, приёмов, способов; Использование межпредметных связей.
Воспитательные требования: Постановка воспитательной цели урока; Учёт индивидуальных особенностей учеников.
Психологические требования: Организация и осуществление восприятия, усвоения, запоминания и осмысления получаемой учебной информации; Развитие внимания учеников, его концентрация на сложных понятиях, правилах, законах; Использование мнемоничных приёмов; Умственное развитие и самовоспитание личности в процессе обучения.
Гигиенические требования: Обеспечение разумного чередования разнообразных методов и приёмов работы на уроке с целью предупреждения утомляемости, перегрузки; Соблюдение режима гигиены, проветривание в классе; Наблюдение за состоянием здоровья учащихся, своевременное проведение физкультминуток; Явка учителя на урок в абсолютно здоровом состоянии.
Типы уроков: Освоение новых знаний; Развитие навыков и умений; Урок использования ЗУНов; Обобщение и систематизация ЗУНов; Контроля и коррекции ЗУНов; Комбинированный урок.
Основные этапы урока: 1. Организация начала урока (1- 2мин)- настрой учащихся на урок; 2. Сообщение темы, целей, задач урока; 3. Мотивация; 4. Актуализация знаний; 5. Восприятие; 6. Осмысление; 7. Упорядочивание и систематизация знаний; 8. Итог урока.
Барьеры восприятия информации Барьеры восприятия информации
Существует несколько барьеров восприятия человеком информации, из-за которых возникает непонимание: Фонетический уровень (информация подаётся слишком громко или тихо, невнятно); Семантический уровень (слушатель вкладывает одно значение в слово, а говорящий другое, например: вешалка – приспособлении для одежды и грубое слово, вызывающее смех у подростков);
Стилистический уровень (одну и ту же информацию можно представить в научном стиле, а можно в разговорном, избыток терминов приводит к тому, что ученик перестаёт понимать, о чём идёт речь); Логический уровень (логика ребёнка отличается от логики взрослого, ребёнок склонен воспринимать всё более буквально, необходимо это учитывать).
При подаче информации важно также помнить о двух правилах: Правило рамки – информация должна иметь чёткое начало и конец. Правило цепи – должна прослеживаться логика, что за чем следует, что из чего следует. Можно располагать информацию по степени важности, можно по порядку, во-первых, во-вторых и т. д.