Здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения МОУ «Средняя общеобразовательная школа 14» г.Яровое Зам.директора по УВР Дьяконова Г.Н.
Еще древние подметили: какова деятельность человека, его привычки- таково и здоровье.
«Здоровье – это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и состояние полного физического, духовного и социального благополучия»
Тенденции состояния здоровья детей Распространенность -функциональных отклонений – более 70%, -хронических заболеваний – 50%, -физиологической незрелости – 60%, - дефицит массы тела – более 20% Число здоровых дошкольников составляет лишь 10% среди детей, поступающих в школу (НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков)
Ведущие морфофункциональные отклонения (2002 г) Нарушения функции опорно – двигательного аппарата Нарушения функции сердечно- сосудистой системы Нарушения функции органов пищеварения Аллергические заболевания
Распространенность хронической патологии Заболевания Костно – мышечной системы Нервной системы Дыхательной системы Пищеварительной системы Мочеполовой системы Аллергические заболевания кожи
Факторы, влияющие на здоровье
В школе ребенок проводит 70% времени бодрствования в течение многих лет обучения
Образовательная среда как фактор риска для психического здоровья школьника Информационные перегрузки Учебные нагрузки Несовершенная организация учебного процесса Использование лампы дневного света и столов с одномерными поверхностями Безотрывное письмо шариковой ручкой Раннее начало обучения Статично-сидячая поза при обучении Низкий уровень культуры здоровья школьников Низкий уровень валеологической компетентности педагогов в вопросах физиологии развития ребенка, охраны и укрепления его здоровья Стрессовое состояние учащихся Стрессовая тактика педагогических воздействий
Что касается школы, то ее основная задача – создание необходимых условий для сохранения здоровья школьника
При организации учебного процесса необходимо учитывать и дидактический аспект сохранения здоровья – применение «здоровьесберегающих педагогических технологий». Они предполагают построение учебного процесса, в котором наряду с достижением запланированного результата обучения сохраняется и восстанавливается физическое, психическое и социальное здоровье участников этого процесса.
Виды технологий Личностно ориентированного обучения Дифференцированного обучения Проблемного обучения Ненасильственного обучения Диалогового обучения Рефлексивного обучения Развивающие технологии Адаптивной системы обучения Построенные на интегративной основе
обеспечение учебной мотивации; построение обучения в соответствии с возрастными закономерностями психофизиологического развития учащихся; недопущение форм сильного и выраженного утомления. Основные критерии здоровьесберегающей педагогической технологии:
Гигиенические требования к уроку: 1) температурный режим; 2) физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания); 3) освещение; 4) предупреждение утомления и переутомления; 5) чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ); 6) своевременное и качественное проведение физкультминуток; 7) соблюдение правильной рабочей позы учащегося; 8) соответствие классной мебели росту школьника.
Цель валеологического подхода: Создание комфортных условий для ученика и учителя, исходя из требований организации нормального режима работы образовательного учреждения
Еще в прошлом веке немецкий философ Артур Шопенгауэр говорил: «Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения». Здоровье каждого человека является не только личным делом, но и важной общественной ценностью.