ЗАКОНОМЕРНОСТИ ГОМЕОСТАЗНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ – ОСНОВА ЗДОРОВЬЕРАЗВИВАЮЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ЗДОРОВЬЕ По данным медиков Самарской области, заболеваемость детей от 0 до 17 лет увеличилась: - за 2008 год на 3,9%; - за 2009 год на 7,7%.
1 ЭМПИРИЧЕСКИМ УСИЛИЯМ ЗДОРОВЬЕ
ПРОГРАММА «ЗДОРОВЬЕ» Эмпирический подход: прямая зависимость между проблемой и действиями - устранение проблемы (рост заболеваемости) Логический подход: опосредованная зависимость между проблемой и действиями - ликвидация причин, порождающих проблемы (депрессия)
1 ЭМПИРИЧЕСКИМ УСИЛИЯМ ЗДОРОВЬЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧНОСТЬ
МОТИВАЦИОННАЯ ОСЬ ЗДОРОВЬЯ М.Л.Лазарев
Функции жизнедеятельности организма Дыхательная Пищеварительная Двигательная Эмоциональная Вокально-речевая Интеллектуальная Иммунная
ГОМЕОСТАЗ Саморегуляция, способность открытой системы сохранять постоянство своего внутреннего состояния посредством скоординированных реакций, направленных на поддержание динамичного равновесия. Стремление системы воспроизводить себя, восстанавливать утраченное равновесие, преодолевать сопротивление внешней среды.
ГОМЕОСТАЗ Гомеостазные состояния не только образуют фундаментальную основу личности и ее особенностей, но и является способностью создать и сохранить себя. Является личностным пространством комфортного бытия ребенка, куда входить или грубо врываться запрещено
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ГОМЕОСТАЗНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ОРГАНИЗМ Стремится сохранить гомеостазное состояние, как этап достигнутой развитости Сам преодолевает это стремление Развитие невозможно Точка роста, развитие
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРАДИЦИОННЫЕРАЗВИВАЮЩИЕ Тормозят развитие, сохраняя гомеостазное состояние и формируя адаптивный тип приспособления Разрушают гомеостазное состояние (рассогласование между эмоциональной сферой и разумом: 1)неуправляемость спонтанно возникающих процессов; 2)избыточная рассудочность, приводящая к душевной сухости)
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ГОМЕОСТАЗНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ Побудительным источником изменений является потребность, она настолько сильна, что человек не хочет и не может находиться в гомеостазном состоянии Возникает энергия, направленная на разрушение отягощающей стабильности Стремление к удовлетворению потребности осуществлено Новообразованный гомеостаз. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ЗДОРОВЬЕРАЗВИВАЮЩИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС Потребность в самореализации Социальный уровень (договор) Дидактический уровень (психофизиологические закономерности) Обеспечение пространства самореализации ГОМЕОСТАЗ
Сочетание различных характеристик школьного урока Трудность Насыщенность Эмоциональное состояние
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЗДОРОВЬЕРАЗВИВАЮЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА - Трудность (учет особенностей функционирования мозга в процессе обучения (рефлексия цели саморазвития; гармоничное формирование «право» и «левополушарного» мышления; механизмы записи информации в долговременную память; формирование когнитивной картины мира); - Насыщенность (организация обучения в естественных формах общения и деятельности); - Эмоциональное состояние (создание ситуации успеха).
ЗДОРОВЬЕРАЗВИВАЮЩАЯ МОДЕЛЬ КОМПЕТЕНТНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ 1. Восприятие структуры явления 2. Осознание структуры явления 3. Осознание сфер применения 4. Расширение границ применения 5. Рефлексия 1. Осознание структуры явления 2. Осознание генезиса способов деятельности 3. Самореализация 4. Рефлексия
РЫБАКИНА НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА, консультант (профессор) кафедры современных технологий и качества образования ЦРО г.о.Смара, к.п.н., доцент Эл. почта: