Типичные ошибки при выполнении заданий ЕГЭ по биологии Автор: Немцева Т.В., ст.преподаватель кафедры ЕМД ГОУ ЯО ИРО
С7 Выберите один правильный ответ Субстратом жизни является комплекс: а) углеводов и белков б) белков и минеральных солей в) белков и нуклеиновых кислот г) белков, углеводов и воды В2. Выберите несколько верных ответов Выделяют следующие уровни жизни: а) водно-солевой б) биосферно-биоценотический в) клеточный г) популяционно-видовой д) организменный е) доклеточный
В3 Обобщение и применение знаний В3 Биологическое значение мейоза заключается в 1) предотвращении удвоения числа хромосом в новом поколении 2) образовании мужских и женских гамет 3) образовании соматических клеток 4) создании возможностей возникновения новых генных комбинаций 5) увеличении числа клеток в организме 6) кратном увеличении набора хромосом
В3 К факторам эволюции относят 1) кроссинговер 2) мутационный процесс 3) модификационную изменчивость 4) изоляцию 5) многообразие видов 6) естественный отбор
В4 Сопоставление особенностей строения и функционирования организмов разных царств В4 Установите соответствие между признаком растения и отделом, для которого он характерен ПРИЗНАК ОТДЕЛ РАСТЕНИЙ А) наличие генеративных органов – цветков1) Покрытосеменные Б) отсутствие плодов2) Папоротниковидные В) размножение спорами Г) образование пыльцы Д) оплодотворение происходит на заростке Е) оплодотворение не зависит от наличия воды Ответ: АБВГДЕ
В5 Сопоставление особенностей строения и функционирования организма человека В5 Установите соответствие между особенностью строения и функции головного мозга человека и его отделом ОСОБЕННОСТЬ СТРОЕНИЯ И ФУНКЦИИ ОТДЕЛ ГОЛОВНОГО МОЗГА А) содержит дыхательные центры 1) продолговатый мозг Б) поверхность разделена на доли 2) передний мозг В) воспринимает и обрабатывает информацию от органов чувств Г) регулирует деятельность сердечно- сосудистой системы Д) содержит центры защитных реакций организма – кашля и чихания АБВГДЕ
В5 Сопоставление особенностей строения и функционирования организма человека АБВГДЕ В5 Установите соответствие между признаком организма и царством, к которому он относится ПРИЗНАК ОРГАНИЗМА ЦАРСТВО A) оболочка клеток содержит хитин 1) Грибы Б) клетки содержат хлоропласты 2) Растения В) в клетках накапливается гликоген Г) размножаются с помощью мицелия Д) имеют автотрофный тип питания E) в экосистеме выполняют роль редуцентов Ответ:
В6 Сопоставление биологических объектов, процессов, явлений на всех уровнях организации жизни В6 Установите соответствие между характеристикой обмена и его видом ХАРАКТЕРИСТИКАВИД ОБМЕНА А) окисление органических веществ 1) пластический Б) образование полимеров из мономеров 2) энергетический В) расщепление АТФ Г) запасание энергии в клетке Д) репликация ДНК Е) окислительное фосфорилирование АБВГДЕ Ответ:
В6 Сопоставление биологических объектов, процессов, явлений на всех уровнях организации жизни В6 Установите соответствие между характеристикой организмов и функциональной группой, к которой их относят ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА А) являются первым звеном в цепи питания 1) продуценты Б) синтезируют органические вещества из неорганических 2) редуценты В) используют энергию солнечного света Г) питаются готовыми органическими веществами Д) возвращают минеральные вещества в экосистемы Е) разлагают органические вещества до минеральных АБВГДЕ Ответ:
В7 Установление последовательности биологических объектов, процессов, явлений В7 Расположите кровеносные сосуды в порядке уменьшения в них скорости движения крови 1) верхняя полая вена 2) аорта 3) плечевая артерия 4) Капилляры В7 Установите последовательность эволюционных процессов на Земле в хронологическом порядке 1) возникновение прокариотических клеток 2) образование коацерватов в воде 3) возникновение эукариотических клеток 4) выход организмов на сушу 5) появление многоклеточных организмов
С2 Умение работать с текстом, рисунком С2 Какие элементы строения наружной клеточной мембраны обозначены на рисунке цифрами 1, 2, 3 и какие функции они выполняют? 2 3 1
С2 Умение работать с текстом, рисунком С2 Пользуясь рисунком, определите, какую форму отбора он иллюстрирует и при каких условиях жизни этот отбор будет проявляться. Изменится ли размерушей у зайцев в процессе эволюции при действии этой формы естественного отбора? Ответ обоснуйте.
С2 Умение работать с текстом, рисунком
С3 Обобщение и применение знаний о человеке и многообразии организмов C3 Какой процесс изображён на рисунке? Что лежит в основе этого процесса и как изменяется в результате состав крови? Ответ поясните. А В капилляр
С4 Обобщение и применение знаний об экологии и эволюции органического мира С4 В небольшом водоеме, образовавшемся после разлива реки, обнаружены следующие организмы: инфузории-туфельки, дафнии, белые планарии, большой прудовик, циклопы, гидры. Объясните, можно ли этот водоём считать экосистемой. Приведите не менее 3-х доказательств. Ответ Названный временный водоем нельзя назвать экосистемой, так как в нём: 1) отсутствуют продуценты; 2) отсутствуют редуценты; 3) отсутствует замкнутый круговорот веществ и нарушены цепи питания. С4 Почему экосистему смешанного леса считают более устойчивой, чем экосистему елового леса? Ответ 1) в смешанном лесу больше видов, чем в еловом; 2) в смешанном лесу цепи питания более длинные и разветвлённые, чем в еловом; 3) в смешанном лесу ярусов больше, чем в еловом.