Выполнила студентка группы ЭТР-08-2 Винникова Елена Владимировна. Заемный труд в России: проблемы и перспективы развития.
Приход на российский рынок крупных иностранных компаний и кадровых агентств повлек за собой широкое распространение в нашей стране ранее не известного для нее явления – использование так называемого заемного труда. На мой взгляд, на сегодняшний день рассмотрение темы заемного труда довольно актуально. Во-первых, данная технология, несомненно, - это один из инструментов, позволяющих организовать гибкий, эффективный бизнес. Во-вторых, существует много не решенных проблем относительно регулирования отношений, возникающих в процессе заемного труда, Актуальность темы.
Заемный работник агентство Предприятие- пользователь Трудовой договор Смешанный гражданско-правовой договор Руководство работой Выполнение работы Сущность заемного труда.
Заемный труд - это трехсторонние трудовые отношения: компания - частное агентство занятости - работник. Сущность заключается в следующем: компания-провайдер (как правило, кадровое агентство) заключает трудовые договоры с персоналом и в дальнейшем предоставляет этот персонал на возмездной основе всем заинтересованным компаниям-заказчикам по договорам о предоставлении персонала. Существует несколько разновидностей заемного труда: Аутстаффинг Аутсорсинг, Лизинг персонала
Положительные стороны заемного труда. снижение производственных издержек бизнеса, что позитивно скажется на экономическом развитии и приведет к росту инвестиций в российскую экономику; повышение гибкости трудового рынка - поддержания занятости для работников, заинтересованных в нестандартных режимах труда. ( Например, для социально незащищенных групп населения: пенсионеры, студенты и молодые специалисты, молодые матери).
Основные аргументы "против" : "заемные" работники лишаются равных с другими работниками возможностей полно реализовать способность к труду, права на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации; снижается уровень защищенности основных прав работников, стабильности трудовых отношений Заемный труд противоречит идее социального партнерства. Для заемных работников почти невозможно вступить в профсоюз или создать новый, вести переговоры с работодателями, отстаивать свои интересы.
Проблемы заемного труда в России. отсутствие законодательной базы; недостаток информации о позитивном опыте применения услуги и выгоде от ее использования; менеджмент предприятий не владеет технологиями мотивации внештатного персонала; процедура вывода за штат болезненно воспринимается работниками;
В настоящий момент основным фактором, сдерживающим распространение заемного труда, является отсутствие необходимой правовой базы - заемный труд не регулируется ни одним российским нормативно-правовым актом, а, следовательно, находится как бы вне закона.
Законопроект о запрете заемного труда. Авторы законопроекта, сторонники РСПП, противники законопроекта Заемный труд - способ ухода от социальных гарантий работникам. Так, если работник металлургического комбината является работником частного агентства занятости, то он не получает соц. гарантии в полном объеме, Потеря рабочих мест, которые создаются с использованием заемного труда, представляет серьезную угрозу для нашей страны. Заемный труд, как форма развития отношений, проявился в целом ряде стран.
Принятие законопроекта не снимет проблему временной занятости. Это не приведет к тому, что все заемные работники будут приняты в постоянный штат предприятий. В силу специфики бизнеса предприятия будут вынуждены либо совсем отказаться от привлечения работников на временной основе, либо привлекать работников на основании ограниченных по сроку действия гражданско-правовых договоров. Введение запрета заемного труда будет способствовать: - росту безработицы; - сокращению бизнеса компаний и оттоку инвестиций;
Каковы перспективы развития заемного труда в России? На мой взгляд, в первую очередь нужно не отменять заемный труд, а урегулировать его. 1.Ратифицировать Конвенцию МОТ 181 «О частных агентствах занятости», что позволит легализовать деятельность агентств занятости. 2. Обязать агентства занятости соблюдать государственные нормативные акты в сфере охраны труда. 3.Лицензирование деятельности агентств занятости и обоснование «издержек входа» в сектор заёмного труда.
4. Осуществлять мониторинг деятельности агентств занятости как на момент получения лицензий, так и в процессе её действия. 5. Установление «испытательного срока» (от 3-10 месяцев до нескольких лет) для определения возможности зачисления заёмных работников в списочный состав предприятия. 6. Суммарное накопление «опыта работы» на разных предприятиях- заказчиках и на этом основании включение заёмных работников в группу «пользования коллективными правами ».
Вывод. Таким образом, из всего вышеизложенного можно сделать, что проблема заемного труда решаема, существуют разные способы и меры по урегулированию данного вопроса. По мнению всех крупнейших игроков кадрового рынка запрет на использование заемного труда станет серьезным препятствием на пути экономического развития и модернизации страны. Не станет гибкого, простого и недорого механизма привлечения работников на временную или частичную занятость, особенно удобного малым предприятиям и иностранным представителям.