Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Центр развития ребенка » Детский сад 355 « Чулпан »
Тема : « Формирование межнациональной толерантности в условиях поликультурного пространства у детей дошкольного возраста »
Широкий диапазон образовательных программ: создание методического блока в интеграции федеральной программы "Радуга", программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста на татарском языке Казанского педагогического университета под редакцией Ф.Ю.Юсупова и региональной "Программы социального развития детей дошкольного возраста" Л.В.Коломийченко, - позволяет удовлетворить разнообразные потребности социума.
"Фольклорные праздники как средство воспитания патриотизма и культуры межнациональных отношений" (Л.И.Корнеева); "Развитие традиционной этнической культуры у детей старшего дошкольного возраста" (Ф.М.Маматова); "Ознакомление дошкольников с игровой культурой народов Прикамья" (Н.Г.Кучкова); "Значение татарских подвижных игр в развитии ребенка" (А.Ф.Ганиева); "Русские народные игры как средство нравственного воспитания дошкольников" (Л.Н.Зыкова); "Воспитание уважения у детей старшего дошкольного возраста к своей и иной культуре и ее носителям" (Н.В.Калашникова). Педагогами детского сада обобщены методические материалы по темам :
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам традиционной этнической культуры. Разработчик: воспитатель Ф.М. Маматова Ознакомление дошкольников с игровой культурой Прикамья Разработчик: воспитатель Н.Г. Кучкова Фольклорные праздники, как средство формирования граждан- ственности у детей старшего возраста (с использованием русского и татарского компонента) Разработчик: воспитатель Л.И. Корнеева Воспитание у детей дошкольного возраста уважения к своей и иной культуре и её носителям. Разработчик: воспитатель Н.И. Калашникова Народные праздники и игры, как средство нравственного воспитания дошкольников (с использованием русского и татарского компонента) Разработчик: воспитатель Л.Н. Зыкова Тематика методических разработок по проблеме : Формирование основ межнациональной толерантности у детей дошкольного возраста в условиях поликультурного образовательного пространства Тематика методических разработок по проблеме : Формирование основ межнациональной толерантности у детей дошкольного возраста в условиях поликультурного образовательного пространства
научно-методический совет МДОУ по темам: "Гуманизация воспитательного процесса на основе лучших традиций народной культуры"; открытый педагогический совет на тему "Лучшие традиции народной педагогики в воспитании детей дошкольного возраста в системе двуязычного обучения"; цикл семинаров по теме "Культура и история Прикамья"; клуб "Семья"; лекторий по теме "Историческая этнография татарского народа"; школа диалога культур для воспитателей; фольклорные ансамбли "Русский песенный фольклор" иЧулпан; традиционными стали народные праздники и гуляния совместно с родителями: "Осенины", "Рождество", "Курбан- Байрам", "Навруз", "Пасха", "Сабантуй", "Сенокос". Тема толерантности проходит красной нитью по всей работе детского сада с детьми и родителями :
Цель: Повышение профессиональной компетентности воспитателей и педагогов дополнительного образования (руководителей изобразительной деятельности, инструкторов по физическому воспитанию) по проблемам формирования основ межнациональной толерантности в условиях поликультурного пространства, изучение и поиск путей совершенствования педагогической практики. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ ЦЕНТРА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА Задачи трансляционной деятельности: 1. Создать систему различных форм взаимодействия педагогов со специалистами (психологи, культурологи, этнографы) по формированию основ межнациональной толерантности в условиях поликультурного пространства. 2. Провести апробацию программ, методических разработок и рекомендаций для дальнейшей трансляции опыта с целью формирования профессиональной компетентности педагогов. 3. Организовать тиражирование учебно-методического материала (программ, пособий, дидактических игр и т. д.). 4. Определить уровень эффективности проведенной работы посредством итоговой диагностики
Схема деятельности ЦИО Этапы деятельности ЦИО Цели Методы и формы Начально - диагностический Определение уровня социально - педагогической компетентности педагогов Социологический опрос ( анкетирование ) Информационны й Повышение общетеоретического уровня подготовки по заявленной проблеме Лекции Технологический Повышение уровня операционных компонентов социально - педагогической компетентности педагогов Наблюдение и анализ трансляционной деятельности детского сада Организационны й Диагностирование участников с целью определения интересов участников ЦИО Анкетирование беседы
Этапы деятельности ЦИО Цели Методы и формы Рефлексивны й Актуализация интересов и потребностей участников ЦИО в организации собственной деятельности Проблемно - творческие группы Моделирование предметной развивающей среды Практические занятия по разработке конспектов занятий, тематических планов, развлечений и праздников Семинары Схема деятельности ЦИО
Этапы деятельности ЦИО Цели Методы и формы Презентационны й Представление в печати и трансляция наработанных материалов в широкой практике ДОУ Конференция Публикации Схема деятельности ЦИО
Рефлексивный этап деятельности ЦИО Коллективные формы работы Групповые формы работыИндивидульный Ι. Педагогический совет совместно с участниками ЦИО по теме " Концептуальные аспекты формирований основ национальной и этической толерантности у детей дошкольного возраста « ΙΙ. Педагогическая дискуссия ΙΙΙ. Диагностика по социально - педагогической компетентности Темы работы творческих групп : Ι. Музейная педагогика как средство формирования межнационального толерантного поведения детей старшего дошкольного возраста. ΙΙ. Влияние фольклора на становление национальной самобытности и традиций разных культур. ΙΙΙ. Игровая культура народов Прикамья как одно из направлений формирований межнационального толерантного поведения. Ι V. Фольклорные праздники как средство формирования гражданственности детей старшего дошкольного возраста ( использование русского и татарского компонента ). V Ι. Декоративно - прикладное искусство народов Прикамья как одно из средств приобщения детей к основам традиционных культур. V ΙΙ. Комплексный подход к вопросам планирования и реализации программы по формированию межнационального толерантного поведения у детей дошкольного возраста через поликультурное пространство. Практические занятия – составление конспектов, тематических планов и программ. Игровые тренинги, моделирование ситуаций Изготовление дидактических игр и пособий Составление картотек Тематический семинар Самостоятельная деятельность: составление конспектов занятий, сценарии праздников и развлечений, экскурсий в музей, анализы перспективных планов подвижных игр, музыкальной и речевой деятельности. Написание реферата по выбранной теме. Разработка картотеки. Итоговая научно-практическая конференция
1.Программа занятий в музее Человек в развитии истории и культуры (татарская, русская, коми- пермяцкая культура). 2.Программа подвижных игр народов Прикамья для детей дошкольного возраста. 3.Сценарий фольклорных праздников (татарских, русских и совместных). 4.Перспективный план (знакомство с татарской национальной культурой для дошкольников). 5.Перспективный план (знакомство с коми-пермяцкой национальной культурой для дошкольников). 6.Перспективный план (знакомство с русской национальной культурой для дошкольников). 7.Программа Народная культура в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Блок методического сопровождения
8.Программа Человек в истории и культуре (с использованием русского, татарского и коми- пермяцкого компонента). 9.Наглядные материалы, пособия и перспективный план по знакомству с декоративно-прикладным искусством народов Прикамья. 10.Методические рекомендации по созданию уголка народного творчества и мини-музеев в группах. 11.Альбомы, буклеты: народные костюмы, одежда, домашняя утварь, интерьеры, архитектура, – отражающие национальный колорит народов Прикамья. 12.Картотеки по различным направлениям работы, конспекты занятий, методические разработки, опыт работы по данной тематике. 13.Различные видеоматериалы. Блок методического сопровождения