Результаты опроса экспертов банковской отрасли Республики Казахстан о формировании национальной системы противодействия легализации преступных доходов
Введение ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ Выявить мнение экспертного сообщества Республики Казахстан об актуальных тенденциях в сфере борьбы с легализацией преступных доходов и ходе имплементации закона РК «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма». АКТУАЛЬНОСТЬ Опрос проводился в преддверии взаимной оценки Республики Казахстан экспертами ЕАГ в целях изучения соответствия национальной системы ПОД/ФТ стандартам ФАТФ. МЕТОДОЛОГИЯ ОПРОСА Для сбора экспертных мнений использовался метод полуформализованного интервью. Всего было опрошено 70 экспертов. Данные опроса представлены в виде абсолютного числа экспертов, выбравших один из вариантов ответа. Исследование проводилось агентством «ИНТЕРФАКС» в мае 2010 г. 2
Проблема легализации преступных доходов. Международная ситуация 3 По результатам опроса подавляющее большинство экспертов (62 человека) признали легализацию незаконных доходов угрозой для государства.
4. Резюме: данные показывают актуальность мероприятий, направленных на развитие национальной системы ПОД/ФТ. Большинство экспертов (58 человек) считают, что легализация преступных доходов представляет угрозу для экономики Казахстана. Проблема легализации преступных доходов. Ситуация в Казахстане 4 эксперта затруднились с оценкой ситуации
5 Деятельность по противодействию легализации преступных доходов Среди экспертов доминирует мнение, что система мер по противодействию легализации преступного капитала оказывает наибольшее влияние на: имидж государств, повышение прозрачности их экономических систем, минимизацию рисков вовлечения бизнеса в преступные схемы. Чуть более половины экспертов (36-38 человек) считают, что борьба против легализации незаконных капиталов влияет на повышение инвестиционной привлекательности стран или способна повысить качество государственного управления.
Известность организаций по противодействию легализации преступных доходов Согласно данным опроса, высокой известностью и авторитетом среди экспертов пользуются международные структуры: ФАТФ и Управление ООН по наркотикам и преступности «ФАТФ, конечно, наиболее известна. Ведь ее 40+9 Рекомендаций составляют основу, на которой строится законодательство государств, присоединившихся к международной системе борьбы с легализацией преступных доходов». Вторую группу со средним уровнем известности составили ЕАГ и группа «Эгмонт» «ЕАГ мы знаем, конечно. Это организация стран содружества по типу ФАТФ и мы с ней тоже активно взаимодействуем. Материалы «Эгмонт» также используем в своей работе». «ЕАГ сравнительно новая для нас структура и опыт взаимодействия с ней мы только набираем на данном этапе». 6
7 Эффективность системы По оценке экспертов, система противодействия легализации преступных доходов Казахстана несколько уступает по эффективности международной системе ПОД/ФТ. Одновременно с этим российская система уже показала свою высокую эффективность, пройдя успешно оценку ФАТФ/МАНИВЭЛ/ЕАГ в 2008 г. Резюме: данные по оценке режима ПОД/ФТ Казахстана на современном этапе отражают позитивные ожидания экспертного сообщества от реализации предпринимаемых государством усилий по интеграции в международную «антиотмывочную» систему. Российский опыт может быть использован казахстанскими коллегами в целях развития национальной системы ПОД/ФТ.
8 Интегрированность Казахстана в международную систему Подавляющее большинство экспертов разделяют мнение о постепенной интеграции Казахстана в международную систему противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма 6 опрошенных экспертов затруднились с оценкой
9 Финансовая система Казахстана Большинство экспертов оценивают финансовую систему РК по основным параметрам выше среднего. Наиболее позитивной является оценка степени прозрачности финансовой системы Казахстана: 65 экспертов считают ее высокой или выше среднего.
10 Ожидания от введения закона о ПОД/ФТ Нет единства в оценках экспертов в отношении препятствий для легального бизнеса, которые могут возникнуть в силу закона. Мнения разделились поровну. Абсолютное большинство экспертов полагает, что закон будет способствовать повышению прозрачности финансовой системы Казахстана, поможет в борьбе с легализацией незаконных доходов и защитит бизнес от нелегальных схем. «Как таковой Закон не покрывает все поле деятельности бизнеса, больше он затрагивает мелких предпринимателей». «Закон работает, это большой шаг вперед к прозрачной экономике». Ожидаемый эффект от вступившего в силу в марте закона «О противодействии легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма» Закон существенно повлияет на повышение прозрачности финансовой системы Казахстана Закон создает препятствия для нормальной работы компаний и дополнительные сложности в работе легального бизнеса и банков Закон будет использоваться как инструмент для борьбы между определенными группами влияния Закон защитит бизнес от вовлечения в преступные схемы Закон поможет в борьбе с легализацией преступных доходов Закон не будет работать и не повлияет на реальную ситуацию СогласенНе согласенЗатрудняюсь ответить
11 Влияние ведомств на эффективность системы ПОД/ФТ Резюме: результаты опроса отражают объективную роль соответствующих государственных органов РК и Национального банка Казахстана в развитии национальной системы ПОД/ФТ. Почти половина экспертов также отмечают значимый вклад Прокуратуры, Международных организаций и организаций частного сектора Наиболее высокий вклад в формирование эффективной системы мер борьбы с легализацией незаконных капиталов внесли: Комитет по ф инансовому мониторингу Министерства финансов Республики Казахстан Национальный банк Республики Казахстан 4 Палата аудиторов Какие ведомства и организации оказывают наибольшее воздействие на эффективность национальной системы противодействия легализации незаконных доходов в Казахстане? Комитет по финансовому мониторингу Минфина Казахстана Генеральная прокуратура Казахстана Национальный банк Казахстана Организации частного сектора Казахстана (банки, страховые компании, фондовые биржи) Агентство по борьбе с экономическими преступлениями Международные организации (ФАТФ, ЕАГ, Всемирный банк, др.) Финансовая полиция Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка Ассоциация финансистов Республики Казахстан
12 Перспективы сотрудничества Резюме: данные опроса отражают, скорее, ожидания экспертов, основанные на понимании сложности координации международного сотрудничества по борьбе с легализацией преступных доходов. Почти четверть опрошенных экспертов (16 человек) крайне оптимистично оценивают развитие международного сотрудничества в данном направлении: по их мнению, международное сотрудничество будет развиваться высокими темпами. Две трети респондентов (46) склонны оценивать межгосударственную кооперацию по противодействию легализации преступных доходов как долгосрочный процесс.
Основные выводы Бизнес-сообщество Казахстана осознает необходимость развития национальной системы ПОД/ФТ и готово сотрудничать с регулирующими органами в этом направлении; Вступление закона РК о ПОД/ФТ в силу – важный шаг государства на пути к интеграции в международную «антиотмывочную» систему и призван оказать позитивное воздействие на развитие национальной экономики и легального бизнеса; Сотрудничество с международными организациями в целях совершенствования национальной системы ПОД/ФТ – важное направление для Казахстана. В этом смысле предстоящая взаимная оценка ЕАГ внесет значительный вклад в гармонизацию «антиотмывочного» режима Казахстана и приведение его в соответствие с международными стандартами
14 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!