Экологическое воспитание дошкольников разновозрастной группы на занятиях и в повседневной жизни
Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относится к природе, они, погубят себя. А для того чтобы это не случилось надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относится к природе, они, погубят себя. А для того чтобы это не случилось надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Педагогическая идея опыта Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время, и только при комплексной работе на занятиях и в повседневной жизни экологическое воспитание дошкольников разновозрастной группы может выйти на высокий уровень.
Длительность работы над опытом с детьми разновозрастной группы составила 3 года. Перед началом опыта были поставлены задачи : 1. Провести анализ научно - методической и психолого - педагогической литературы по проблеме экологического воспитания дошкольников ; 2. Разработать комплекс мероприятий - на занятиях и в повседневной жизни - по повышению уровня экологического воспитания старших дошкольников ; 3. Выявить эффективность влияния работы в комплексе - на занятиях и в повседневной жизни - на экологическое воспитание дошкольников разновозрастной группы.
Программа Н. А. Рыжовой " Наш дом - природа " 3. Имеет методическое обеспечение - разработку по созданию развивающей среды в дошкольном учреждении, рекомендации по ознакомлению детей с водой, воздухом. 4. Ценным аспектом программы является то, что обращается внимание на отходы, которые в большом количестве производит человечество, и которые составляют реальную опасность для природы планеты. 1. Нацелена на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней. 2. Предусматривает выработку у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту, навыков практического участия в природоохранной деятельности в своем крае.
Занятия первично- ознакомительного типа Занятия комплексного типа Важным средством образовательной работы с детьми дошкольного возраста являются занятия. Занятия углубленно- познавательного типа Занятия обобщающего типа
Занятия строятся с учетом наглядно- действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направлены на формирование экологических знаний -знания о мире животных; -знания о растительном мире; - знания о неживой природе; - знания о временах года; - и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам
Нетрадиционные формы организации детей. На современном этапе наблюдается переход от фронтальных занятий со всей группой детей к занятиям с подгруппами, малыми группами. Данная тенденция обеспечивает качество обучения : индивидуальный подход к детям, учет особенностей их продвижения в усвоении знаний и практических навыков. ( работа с малой группой детей по рассматриванию и посадке семян, уход за комнатными растениями )
Экологическое воспитание дошкольников в повседневной жизни. Ежедневный уход за обитателями уголка природы и растениями в экологической комнате Наблюдения, заполнение календаря природы Прогулки, походы, экскурсии, природоохранительные акции Праздники, досуги, выставки, развлечения, конкурсы, игры Практическая, исследовательская деятельность
Экологический проект это, прежде всего, решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательной программы дошкольного учреждения (любой проект должен вписываться в общее образовательное пространство).
МЕСТОВРЕМЯ Специально отведенное в режиме дня Во всех видах деятельности в течение дня Во всех формах организации деятельности детей в течение дня Групповое помещение Экологическая комната и лаборатория Участок детского сада
Работа с родителями Посещение семьи Беседы с родителями, консультации, диспуты Совместное изготовление поделок из природного материала Участие в различных мероприятиях Оформление "Экологического стенда" Анкетирование
В работе с дошкольниками разновозрастной группы по их экологическому воспитанию должен быть использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь музыки, изобразительной деятельности физической культуры, игры исследовательской и театральной деятельности, литературы, моделирования просмотра телепередач, экскурсий а также организации самостоятельной деятельности детей т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка
Работа с детьми предполагает сотрудничество сотворчество педагога и ребенка исключает авторитарную модель обучения
Результаты работы - воспитание гуманного отношения к природе – от 0 до 80%; - формирование системы экологических знаний и представлений - от 20 до 60%; - развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее) – от 0 до 80%; - участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы – от 15 до 80%.