На этом уроке вы познакомитесь с рассказом Л.Н.Толстого «После бала», повествующем об эпохе правления Николая I. Всю жизнь Толстой призывал «каждого человека к Нравственному обновлению, к борьбе со своими недостатками к созданию своей нравственной ответственности за все свои поступки». Именно эти проблемы и подняты в произведении. Портрет императора Николая I
Главной темой произведения Толстого, начиная с 1852 года, становится исследование внутреннего мира, моральных основ личности. Л.Н.Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать, урожденная княжна Волконская, умерла, когда Толстому не было еще двух лет, некоторые черты матери и даже портретное сходство Толстой придал княжне Марье Николаевне Болконской («Война и мир»). Отец Толстого, участник Отечественной войны 1812 года, запомнившийся писателю добродушно-насмешливым характером, любовью к чтению, к охоте, тоже умер рано (1837). Воспитанием детей занималась дальняя родственница Т.А.Ергольская, имевшая огромное влияние на Толстого: «она научила меня духовному наслаждению любви».
Сюжетной основой для произведения послужили реальные события из жизни отца и брата писателя. Одним из источников рассказа считается случай, произошедший с братом С.Н.Толстым. Н.Н.Гусев так излагает эту историю: «Варвара Андреевна Корейш… была дочерью воинского начальника в Казани Андрея Петровича Корейша… Чувство С.Н.Толстого к этой девушке угасло после того, как он, весело танцевавший с ней на бале мазурку, на другое утро увидел, как ее отец распоряжался прогнанием сквозь строй бежавшего из казармы солдата…»
Рассказ несколько раз переименовывался писателем. Были названия «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «Отец и дочь», «А вы говорите…» и, наконец, «После бала».
Полковник «по закону» надевает замшевую перчатку перед танцем и по закону же бьет этой рукой в перчатке солдата. И на балу он искренне любит дочь и веселится вместе с ней, и здесь, при наказании, он также искренне считает, что виновных надо наказывать, а уж как наказывать, это решает свыше. Именно эта искренность и ставит в тупик Ивана Васильевича: «Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал». Так и не приняв жестокости происходящего, Иван Васильевич не смог поступить на военную службу, да и Вареньку любить он уже тоже не мог. Вполне возможно, что вина полковника не была настолько велика – он военный и исполняет приказы главнокомандующего. Но Иван Васильевич приводит это происшествие в качестве примера, показывая что дело не в среде, а в случае.
Основные события рассказа начинаются ранним утром, после бала. Обратите внимание, как меняются цвета, звуки, чувства в этой части. Некоторые исследователи обращают внимание и на естественный свет раннего утра, противопоставленный искусственному освещению бала. Вместо дам в бриллиантах героя окружают ломовые с дровами на санях, покрытые рогожками извозчики, кузнец в засаленном полушубке и фартуке. В ушах Ивана Васильевича все еще звучит прелестная музыка мазурки, которая, как ему показалось сначала, продолжается и на улице, но прислушавшись, до него доносится «какая-то другая, жестокая, нехорошая музыка». Белые одежды дам на балу сменяются черными мундирами солдат, собравшихся на улице. И только отец Вареньки был все так же румян, строен и все в тех же домодельных сапогах четко вышагивал рядом с наказуемым и следил, чтобы солдаты опускали палки на спину татарина с соответствующей силой и не «мазали».
В рассказе Толстого показаны не только добрые и жестокие начала человека, но и социальная несправедливость, царящая вокруг. Писатель поднимает проблему ответственности человека за все происходящее в его жизни.
Автор разработки: Мережкин Дмитрий Prezentacia.ucoz.com МОУ СОШ 77