Теоретические основания построения теста для мониторинга индивидуального прогресса Знаменская Оксана Витальевна кандидат физ-матем.наук, доцент СФУ, руководитель группы ИППР по разработке диагностических материалов на материале математики основной школы Семинар «Оценка индивидуального прогресса школьников: подходы и инструменты» апреля 2012 года, г. Красноярск
Теоретические основания теста для мониторинга индивидуального прогресса Процесс развития человека есть процесс его становления в качестве субъекта разнообразных видов и форм деятельности. Лишь в той степени, в которой человек развивается как субъект, он развивается как личность. В.В. Репкин Прогресс Прогресс – это направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от простых к более сложным и совершенным формам, что выражается в более высокой организации, в росте эволюционных возможностей. В основе: Концепция культурно- исторического развития Л.С. Выготского
Теоретические основания теста для мониторинга индивидуального прогресса Как обучение связано с развитием? Специально организованное обучение может сделать развитие управляемым процессом (является его движущей силой) Что может развиваться? Развивается деятельность и мышление в ходе освоения деятельности Психологическим основанием выделения системы уровней освоения культурного средства выступает представление о трех закономерных этапах становления культурной формы действия - присвоения культурных средств и соответствующих им способов действия. В основе: Концепция культурно- исторического развития Л.С. Выготского
Теоретические основания теста для мониторинга индивидуального прогресса Акт развития – становление действия. Главный момент становления действия - опосредствование (присвоение культурного орудия (средства) и соответствующего ему способа действия). Итог полного образовательного цикла (цикла развития) – освоенный культурный способ действия как некоторая способность. На современном педагогическом языке – компетентность.
Как и в чем можно увидеть ИП ученика? Индивидуальный прогресс (ИП) ученика - комплексная положительная динамика личных ресурсов, характеризующаяся мерой освоенности учеником предметных средств. ИП ученика можно наблюдать через изменившееся действие с предметом: предмет и его структура не меняются, а действие по отношению к этому предмету становится качественно иным. Важно, что такие изменения носят не случайный, а устойчивый характер.
Уровневая модель становления предметного действия Уровень 1: овладение общим смыслом и внешней формой культурного действия Уровень 2: освоение существенного основания действия Уровень 3: становление «культурной непосредственности» действия компетентность 1 фаза 2 фаза 1 фаза - присвоение общего способа действия 2 фаза - функционализация общего способа действия
Уровневая модель становления предметного действия Фазы становления действия в образовательном цикле (в цикле культурного развития) Первая фаза - присвоение общего способа действия Вторая фаза - функционализация общего способа действия Во второй фазе происходит перестройка системы личных ресурсов индивида через построение поля реализованных достижений
Как и в чем можно увидеть ИП ученика? Показатели меры освоенности: тип опосредствования (уровень присвоения культурного способа действия, уровень мышления) – уровневый прогресс. степень произвольности применения средств – линейный прогресс. В прогрессе учащегося различаются и учитываются два направления: наращивание арсенала культурных средств по мере развертывания программного содержания; процесс постепенного овладения этими средствами, их включения в систему личностных ресурсов.
Уровневый прогресс и линейное приращение Уровень 1 Уровень 2 Уровень 3
Как узнать об уровне действия и мышления учеников? При помощи специально сконструированных задач можно определить, какое предметное средство (правило, общий способ, ключевую идею) освоили/осваивают ученики. Задаче можно приписать определенный уровень, если она позволяет различить учащихся, ориентирующихся в своих действиях на культурное средство данного уровня и на средство, соответствующее предыдущему уровню. Устойчивая демонстрация освоенности определенного уровня опосредствования действия говорит о сформированности соответствующего уровня мышления и понимания.
Как узнать об уровне действия и мышления учеников? Задачи 1 уровня позволяют различить учащихся, осмысленно и слепо применяющих известное правило. Задачи 2 уровня позволяют различить учащихся, ориентирующихся в своих действиях на правило и ориентирующихся на общий способ решения задачи. Задачи 3 уровня позволяют различить учащихся, ориентирующихся в своих действиях на общий способ решения задачи и на ключевую идею.
Уровневая модель 1 уровень стандартное задание выполняется по известному шаблону формально- эмпирическое (житейское) образец (правило, шаблон, алгоритм) овладение внешней стороной культурного образца действия уровень опосредст вования действия посредник тип задачи мышление
Русский язык пример задания 1-го уровня Задача (Л. А. Рябинина) Задание 1. Поставь ударение в выделенном слове. Посредине одного из прудов находится остров. На острове – старый, полуразрушенный замок.
Математика (начальная школа) пример задания 1-го уровня Задача «Спички» (О. Баландин)) Задание 1. Иван раскладывает спички в виде квадратов вот так: А. Сколько нужно спичек, чтобы таким способом выложить 80 квадратов? Б. Сколько квадратов таким же способом можно выложить из 80 спичек? …
Уровневая модель 2 уровень требуется преодолеть «зашумление» ситуации содержательно- теоретическое (мышление в понятиях) общий способ, принцип, понятие освоение существенного основания действия уровень опосредст вования действия посредник тип задачи мышление
Русский язык пример задания 2-го уровня Задача (Л. А. Рябинина) Задание 2. Поставь ударение в выделенных словах. Кузька полюбовался, утешился, одёрнул мокрую рубаху, поиграл кистями на мокром поясе, подбоченился и важно заявил: - Ну что я за добрый молодец! Чудо! Загляденье, да и только! Настоящий молодец! - Кто же ты, молодец или молодец? – не поняла Наташа.
Математика (начальная школа) пример задания 2-го уровня Задача «Спички» (О. Баландин)) Задание 2. Петр выкладывает из спичек квадраты вот так: Сколько нужно спичек, чтобы выложить так 70 квадратов? …
Уровневая модель 3 уровень требуется видоизменить способ в соответствии с новыми условиями продуктивное ключевая идея, метапонятие становление «культурной непосредственности» действия, отрыв способа от условий формирования уровень опосредст вования действия посредник тип задачи мышление
Русский язык пример задания 3-го уровня Задача (Л. А. Рябинина) Задание 3. Куда Стёпа посадил жука? Впиши не менее двух возможных вариантов слова. Когда Пётр Терентьев уходил из деревни на войну, маленький сын его Стёпа не знал, что подарить отцу на прощанье, и подарил наконец старого жука-носорога. Поймал он его на огороде и посадил в _______________. Стёпа прорезал в коробке маленькое оконце для притока свежего воздуха.
Математика (начальная школа) пример задания 3-го уровня Задача «Спички» (О. Баландин)) Задание 3. Гриша сделал расчет и узнал, что для того, чтобы выложить в некоторых узорах 50 одинаковых элементов, нужна 251 спичка: · 50 = 251 Найди эти узоры, обведи букву рядом с ними
Математика (основная школа) пример многоуровневого задания Серия «Закономерности» (О. В. Знаменская) Компьютерная программа последовательно выдает мозаики из символов и как показано на рисунке (n - количество рядов из символов ) Задание 1 (1 – 2 уровня). Заполни таблицу: n12345…13…n Количество
Математика (основная школа) пример многоуровневого задания Серия «Закономерности» (О. В. Знаменская) Компьютерная программа последовательно выдает мозаики из символов и как показано на рисунке (n - количество рядов из символов ) Задание 2 (2 – 3 уровня). Может ли одна из мозаик состоять из одинакового количества и ? Обоснуй свой ответ.
Уровневая модель становления предметного действия I УРОВЕНЬ: стандартное задание выполняется по известному шаблону II УРОВЕНЬ: требуется преодолеть «зашумление» ситуации III УРОВЕНЬ: требуется видоизменить способ в соответствии с новыми условиями I УРОВЕНЬ: формально- эмпирическое (житейское) II УРОВЕНЬ: содержательно- теоретическое (мышление в понятиях) III УРОВЕНЬ: продуктивное I УРОВЕНЬ: образец (правило, шаблон, алгоритм) II УРОВЕНЬ: общий способ, принцип, понятие III УРОВЕНЬ: ключевая идея, метапонятие I УРОВЕНЬ: овладение внешней стороной культурного образца действия II УРОВЕНЬ: освоение существенного основания действия III УРОВЕНЬ: становление «культурной непосредственности» действия, отрыв способа от условий формирования уровень опосредст вования действия посредник тип задачи мышление
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! О.В. Знаменская