Институциональная экономика Тема 6 Теоретические модели институциональных изменений
Концепции, объясняющие институциональные изменения Изменения в относительных ценах экономических ресурсов Институциональные изменения и политический рынок Индуцированные изменения Распределительная теория институциональных изменений
Изменения в относительных ценах ресурсов Базовые предпосылки Изменение в относительных ценах ресурсов Сопоставление издержек и выгод от изменений в правах собственности Изменения (или не изменение) в правах собственности за счет исключения индивидов из доступа к тому или иному имуществу Рост эффективности за счет применения нового режима собственности (ИИ)
Пример модели ИИ в здравоохранении Пусть существует несколько моделей здравоохранения Все ресурсы на здравоохранение объединены в едином фонде и совместно используются всем населением) Каждому члену общества выделяется определенная часть из ресурсов на здравоохранение и исключительные права собственности на эту часть Несколько фондов распределяют между собой ресурсы на здравоохранение и обслуживают группы населения
Три типа издержек Функция издержек производства Функция внутреннего управления ресурсами (чем больше число членов в группе, тем больше издержки внутреннего управления) Функция издержек исключения (чем больше групп с небольшим количеством членов, тем больше издержки исключения)
Переменные модели R- ресурсы на здравоохранение из всех источников n –численность жителей m – группы населения; количество групп меняется от 1(все население представляет одну группу) до n (каждый житель – отдельная группа) m=f(e) оптимальное число групп для каждого уровня издержек исключения е – издержки исключения (возникают при защите доли ресурса от посторонних пользователей) e=f(m) оптимальный уровень издержек исключения для каждого числа групп
Ограничения модели Ресурсы однородны. Расходы на медицину могут быть разделены на равные части Результаты использования одинакового количества ресурсов для разных групп равны (одинаковые производственные функции) Издержки внутреннего управления есть результат исключительно общедоступност И ресурсов (их величина зависит от количества членов в группе) политические факторы из модели исключены факторы распределения и вопросы социальной справедливости не рассматриваются
Цель модели Выявить и проанализировать те факторы, которые смещают систему здравоохранения к единой для всех или организованной для отдельных групп населения
Описание модели издержки управления и исключения число групп e=f(m) m=f(e) m=1 m* m=n
Как работает модель (1) Издержки управления уменьшаются, когда население становится более однородным и\или разделяет общую идеологию. Кривая внутренних издержек управления сдвигается вниз (для того же количества групп издержки падают) Равновесие сдвигается в сторону меньшего количества групп с большим числом членов. В нашем случае можно трактовать как сдвиг в сторону единой системы организации медицины. После Второй мировой войны однородность населения Японии увеличилась с ростом доходов всего населения
Графическая иллюстрация (1) издержки управления и исключения число групп e=f(m) m=f(e) m=1 m*2 m*1 m=n е1 е2 При увеличении однородности издержки внутреннего управления уменьшаются при том же числе групп с тем же количеством членов. Новое равновесие – в точке меньшего количества групп с большим числом членов (здравоохранение организовано для крупных групп, движение в сторону единой системы)
Как работает модель (2) Издержки управления увеличиваются, когда население становится менее однородным и\или не разделяет общую идеологию. Кривая внутренних издержек управления сдвигается вверх (для того же количества групп издержки растут) Равновесие сдвигается в сторону большего количества групп с меньшим числом членов. В нашем случае можно трактовать как сдвиг в сторону системы организации медицины для разных групп населения по разным принципам. В 90-е годы однородность населения в Японии уменьшилась а) появление новых групп населения (престарелые граждане) в) увеличение числа безработных и людей с низкими доходами в связи с экономическим спадом
Графическая иллюстрация (2) издержки управления и исключения число групп e=f(m) m=f(e) m=1 m*1 m*2 m=n е2 е1 При увеличении неоднородности издержки внутреннего управления возрастают при том же числе групп с тем же количеством членов. Новое равновесие – в точке большего количества групп с меньшим числом членов (здравоохранение организовано для разных групп, доля частных ресурсов возрастает)
Другие факторы, сдвигающие кривую издержек внутреннего управления Совершенствование механизмов принятия решений уменьшает издержки внутреннего управления. Коррупция – увеличение издержек управления Вывод: при прочих равных увеличение издержек внутреннего управления переустанавливает равновесие в точке соответствующей меньшей по численности группы для каждого уровня расходов на исключение
Как работает модель(3) Изменение издержек исключения технологические изменения могут снизить издержки исключения (усовершенствование медицинской статистики и учета, компьютерные технологии).Отдача ресурса на единицу затрат растет. Равновесие сдвигается в сторону большего количества групп меньшего размера (от m*1 к m*2) Рост числа нарушений (претензии на не принадлежащую часть ресурсов здравоохранения со стороны отдельных членов) требует увеличения издержек исключения. Точка равновесия смещается в сторону малого числа крупных групп (от m*1 к m*3) Введение системы семейных врачей, обращение в клинику только по направлению семейного врача, инклюзивные медицинские пакеты
Графическая иллюстрация (3) издержки управления и исключения число групп e=f(m) m=f(e) m=1 m*3 m*1 m*2 m=n е1 Рост затрат на исключение приводит к уменьшению числа групп, совместно пользующихся ресурсами здравоохранения и движению к единой системе. Уменьшение затрат – к увеличению числа групп меньшего размера. Движение в сторону здравоохранения, организованного для разных групп по разным принципам
Изменение стоимости ресурса К изменению системы может привести изменения в стоимости ресурсов, направляемых в здравоохранение Рост стоимости ресурса может быть вызван а) ростом спроса на ресурс б)ростом численности населения в) технологическими изменениями (появлением сложных медицинских услуг)
Изменение стоимости ресурса Пусть спрос на ресурс растет. Возрастает стоимость благ, произведенных с помощью данного ресурса (стоимость медицинских услуг с помощью медицинских расходов) Это обостряет проблему внутреннего управления (Контроль за ценами медицинских услуг, врачами, количеством койко-мест) Отсюда стремление системы перейти к состоянию, характеризующемуся большим числом групп меньшего размера в связи с меньшими затратами на управление внутри группы при любом уровне издержек исключения
Изменение стоимости ресурса Пусть спрос на ресурс растет. Возрастает стоимость благ, произведенных с помощью данного ресурса (стоимость медицинских услуг с помощью медицинских расходов) Это увеличивает отдачу от каждой единицы затрат на исключение. Чем выше стоимость медицинских услуг, тем более эффективным становится исключение, движение к медицине, организованной для отдельных групп населения Более высокая стоимость услуг приводит к большему количеству нарушений, что уменьшает отдачу от затрат исключения. При прочих равных это сдвигает систему к состоянию единой системы здравоохранения
Графическая иллюстрация (4) издержки управления и исключения число групп e=f(m) m=f(e) m=1 m*1 m*2 m=n е2 е1 Рост стоимости ресурсов - издержки внутреннего управления возрастают при том же числе групп с тем же количеством членов. Новое равновесие – в точке большего количества групп с меньшим числом членов (здравоохранение организовано для разных групп, доля частных ресурсов возрастает)
Выводы Усиление неоднородности населения Сдвиг относительных цен (рост стоимости услуг здравоохранения) Рост издержек управления Технологические изменения Увеличение отдачи на единицу расходов на исключение Снижение затрат на исключение Сдвиг системы в направлении организации здравоохранения для отдельных групп населения
Недостатки модели Объясняет институциональные изменения преимущественно из существования спроса на них со стороны экономики, обусловленного недостаточной эффективностью использования ресурса не исследует потенциал предложения игнорирует политические факторы и факторы предложения