В гостях Археологические находки в Марий Эл у наших предков
Археология Археология - это наука, которая изучает жизнь древних людей. Если историки изучают прошлое по письменным источникам (документы, записи грамотных людей, летописи), то археолог изучает то, что осталось от жилища древнего человека, его орудия труда, оружие, украшения. Чтобы найти их, археолог раскапывает землю на том месте, где жили древние люди или находятся их могилы. Как историк читает документы страница за странницей, так и археолог читает сантиметр за сантиметром следы, оставленные на земле древним человеком. Древние верили, что после смерти человек попадает в другой мир. Они думали, что там ему тоже будут нужны и сосуды, и оружие, и украшения. Поэтому в могилы они клали много разных предметов. Долгие годы земля хранила свои сокровища. И только сейчас, раскапывая древние курганы и могилы, археологи находят массу интересных вещей. В археологической науке далекое прошлое принято делить на периоды или эпохи. Их название дано по материалу, из которого делали орудия труда (топор, тесла, скребки), оружие (наконечники копий и стрел, кинжалы и мечи), украшения, Сначала это был камень, потом - медь, бронза и железо. Первый период древней истории - эпоха камня - в свою очередь делится на три части: палеолит (древнекаменный век), мезолит (среднекаменный век) и неолит (новокаменный век).
На территории нашей республики эпоха камня длилась 25 тысяч лет. Наша или, как ее называют, новая эра длится вот уже две тысячи лет, ровно столько времени назад люди начали считать каждый прожитый год по порядку. То, что древнее, считают в обратном направлении. Например, сто лет назад до новой эры, двести, тысяча... Каменный век закончился пять тысяч лет назад, а его началу уже 30 тысяч лет. Именно в это время на территории нашей республики появились древние люди. Они начали делать орудия труда из очень твердого, но ломкого камня - кремня, или обычной речной гальки.
Есть еще один период, который называется энеолит, или медно- каменный век. В это время люди начали делать орудия труда и оружие не только из камня, но и из меди. А бронзовый век начинается почти за две тысячи лет до начала нашей эры. Потом люди узнали, что рядом с ними есть более твердый материал для изготовления инструментов - железо. Древний человек научился получать железо из болотной руды. На протяжении двух с половиной тысяч лет, до появления чугунолитейной техники единственным способом получения железа был сыродутный. При этом способе болотную железную руду вместе с древесным углем помещали в печь. Уголь выгорал, ком железа - крицу - отделяли от шлака. Такой способ раньше называли «варкой железа».
Самая древняя стоянка в нашем крае находится у деревни Юнга-Кушерга Горномарийского района на берегу речки Большая Юнга. Археологи первые раскопки там провели летом 1959 года. На глубине четырех метров были найдены кости древних животных: шерстистого носорога, бобра, медведя, бивни мамонта, а также орудия труда: острые пластины, скребки, резцы и множество осколков кремня. Люди здесь жили примерно тысяч лет назад.
В эпоху мезолита (10-12 тысяч лет назад) древнее население стало жить почти на всей территории марийского края вдоль берегов Волги и ее притоков. В основном они селились по левому берегу Волги, вблизи устьев Ветлуги, Рутки, Большой и Малой Кокшаги, Илети. К этому времени относится уже более 150 археологических памятников (так называются все места, где остались следы древних людей - стоянки, жилища, могильники). В эпоху мезолита древние люди начали строить первые жилища - полуземлянки. Для этого на возвышенном месте рыли прямоугольную яму, стенки укрепляли бревнами, делали крышу. В таких поселениях было до двенадцати жилищ, а в каждом из них могло проживать несколько десятков человек.
Шло время, наступил новокаменный век - неолит. Люди к этому времени научились делать посуду из глины. А как? Все исходит от природы. Древний человек был очень наблюдательным. Он видел, что после дождя там, где глина выходит на поверхность, вода держится долго и не уходит в землю. Когда кусок глины попадает в костер, то становится твердым как камень. Древний человек это тоже узнал по собственному опыту и стал глиняную посуду обжигать. Форму ему также подсказала природа: самые древние сосуды похожи на яйцо. Археологи, доктора исторических наук Никитина Т.Б. и Никитин В.В. с находками Они так долго пролежали в земле, что их можно собрать только по кусочкам. Если на нескольких поселениях обнаруживается одинаковая по размерам и одинаково разукрашенная посуда, археолог может сделать вывод, что здесь жили родственные племена. Некоторые племена на посуде, а позднее на орудиях труда и на оружии ставили свой отличительный знак - тамгу (клеймо), словно это их визитная карточка: пусть знают другие, кто здесь живет.
По технике нанесения орнамента археологи стали определять древних людей - какое поселение к какой культуре относится. Например, на глиняной посуде делали орнамент способом вдавливания в форме ямки и гребенки. По такой посуде эту культуру называют культурой ямочно- гребенчатой керамики. Были также орнаменты наколами треугольной, овальной и каплевидной форм, и поэтому эти племена определили как культуру накольчатой керамики.
В нашей республике найдено около двухсот стоянок и поселений эпохи неолита. В это время на глиняных сосудах появляются первые изображения животных (зооморфные) и человека (антропоморфные, антропос в переводе с греческого языка - человек). Кроме этого делали фигурки из глины и камня.
В период энеолита (медно-каменный век) люди начинают осваивать глубинные районы и селиться вдоль малых речек, впадающих в Ветлугу, Б.Кокшагу, Илеть и другие притоки Волги. Археологических памятников этого периода тоже насчитывается более двухсот, и название им дано другое - волосовская культура, по названию раскопанной и изученной стоянки, расположенной у деревни Волосово на реке Оке. Время этого периода - III и II тысячелетие до нашей эры. При раскопках археологи нашли много керамической (глиняной) посуды, инструменты и оружие из кремня: наконечники копий, стрел, дротиков, ножи, скребки, а также каменные грузила и на сосудах отпечатки сетей для ловли рыбы.
В это время на территорию нашего края с юго-запада проникают скотоводческие племена балановской и абашевской культур (их название также дано по названиям близлежащих к раскопкам деревень в нынешней Чувашии). Эти племена, возможно, уже знали земледелие. Люди уже умели изготовлять предметы и даже украшения из меди, абашевские женщины носили медные кольца, браслеты и серьги из меди и даже серебра. Головной убор у абашевских женщин был из кожи или ткани, украшенной медными пластинами и бляшками различной формы.
В эпоху бронзы между племенами скотоводов происходят военные столкновения: идет борьба за земли, удобные для пастбищ. В Пепкинском кургане, раскопанном археолагами в Горномарийском районе, было похоронено 28 человек. У многих отсутствовали черепа, вероятно, головы были взяты в качестве военных трофеев. На некоторых черепах заметны следы от топоров, кремневые наконечники стрел застряли в позвоночниках скелетов. В древности наш край являлся контактной зоной между лесом и степью. Отношения между лесными и степными племенами были в основном мирными, но когда наступала засуха, между племенами начиналась борьба за лучшие земли.
Преимущества железа перед бронзой определили его быстрое распространение на территории нашего края в I тыс. до н. э. У нас известно 25 археологических памятников раннего железного века (VIII-VI вв. до н. э.). Среди них три могильника, которые находятся на берегу Волги, недалеко от Козьмодемьянска. Кроме посуды, орудий труда, украшений, в могильнике было обнаружено много оружия. Это бронзовые боевые топоры-кельты, бронзовые и железные наконечники копий, мечи и кинжалы, наконечники стрел. Во главе племени стоял вождь- воин, рядовые воины были всадниками. Хорошо вооруженные всадники могли контролировать большие территории. Но они должны быть открытыми, свободными от леса. Видимо, этим объясняется сосредоточение городищ по берегам рек с широкой поймой - по Волге и Ветлуге.
Памятников средневековья, которые определяются I - II тысячелетиями нашей эры, более ста. Среди них неукрепленные поселения - селища, также городища и могильники. В могильниках IV-VI веков нашей эры Уржумкинском, Мари-Луговском и других найдены головные и нагрудные украшения, перстни и браслеты, орудия труда и посуда. Все эти предметы очень похожи на вещи, которые находят в могильниках, расположенных на реке Каме. В VI веке в марийское Поволжье приходят племена с территории, расположенной к северу от Ветлуги, вероятно, из бассейна реки Оки. В этот период идет образование древнемарийской культуры.
По всем основным признакам древние марийцы относятся к волжским финнам. Судя по находкам, на городищах и в могильниках древнемарийское население уже хорошо знало земледелие, скотоводство и металлургию. Охота также играла важную роль. Об этом свидетельствуют украшения в виде фигурок медведя и утки. Возможно, у древних марийцев существовали какие-то обряды и культы, связанные с медведем и уткой.
Основные памятники марийцев ХII-ХIII веков расположены в Поветлужье. Это Выжумский, Руткинский, Починковский могильники. Всего на них изучено около 100 погребений. По находкам в погребениях можно сделать реконструкцию женского костюма. Женщины носили головной убор или налобный венчик из ткани с нашитыми на него бронзовыми бусинами, цепочками и другими украшениями. Для изготовления одежды использовались полотно или шерсть. Украшениями головы были бронзовые и серебряные височные кольца. На шее носили гривну, бусы или ожерелье.
В области груди на одежду нашивались подвески-амулеты в виде фигурок птиц или коней, застежки-сюльгамы. Излюбленными украшениями рук были браслеты и перстни.
К эпохе энеолита относится одно из самых древних изображений человека на территории нашего края. Это фигурка женщины из песчаника. Она связана с культом женщины-прародительницы. Женщина являлась хранительницей домашнего очага, с ее магическими действиями связывали успех в охоте. Роль женщины в первобытном обществе была очень велика, и не случайно, одними из первых антропоморфных изображений являются изображения женщин. На территории России таких фигурок известно около ста, найдены они на палеолитических памятниках Сибири, Дона и других районов России. Фигурка женщины, обнаруженная в нашей республике, более молодая: ей «всего лишь» около пяти тысяч лет.
В культовых изображениях древних марийцев можно выделить три главных образа: утки, коня и медведя. Появляются также сложные геометрические узоры, составляющие целые композиции. Если изображение утки широко известно в финно-угорском мире и уходит корнями в глубокую древность на территории лесной зоны Восточной Европы, то изображение коня имеет корни в другой традиции и связано со степным миром. В финно-угорском мире изображение коня, вероятно, приходит на смену изображению лося. Кроме коньковых подвесок в виде конских голов, смотрящих в разные стороны, появляется и изображение всадниц. Культ коня связан с культом предков. Изображение коня олицетворяло солярый символ и родоначальника племени.
Изображения уток и медведей встречаются в виде подвесок-амулетов, в украшениях головы и головного убора. В украшениях также есть круглые со спиральным узором бляшки с подвесками в виде утиных лапок. Здесь можно увидеть соединение двух образов- символов: утки - прародительницы мира с небесным божеством (солярный символ в виде спирали). Образ утки, начиная с эпохи камня, является одним из основных в искусстве финно-угорских народов: марийцев, мордвы, карелов, коми, эстонцев, финнов. В позднемарийских могильниках Х\/I-ХVIII веков зооморфные и антропоморфные изображения почти не встречаются. В позднем средневековье марийская культура находилась под влиянием Казанского ханства, а затем стала развиваться в тесном контакте с русской культурой.
Об авторе Таныгин Алексей, ученик 10-Г кадетского класса гимназии 4 им.А.С.Пушкина. Фото находок предоставлены отделом археологии МарНИИЯЛИ, текст взят из книги С.В.Большова и А.М.Юзыкайна «В гостях у наших предков». Большов Сергей Владимирович, кандидат исторических наук