Составила: учитель биологии МОУ ООШ 14 Козуля Людмила Григорьевна
Цели: Обобщить и углубить знания о строении и свойствах мышечной ткани. Обобщить и углубить знания о строении и свойствах мышечной ткани. Раскрыть особенности строения и функций скелетных мышц. Раскрыть особенности строения и функций скелетных мышц. Сформировать представление об основных группах мышц тела человека. Сформировать представление об основных группах мышц тела человека. Оборудование: табл. «Мышцы», «Ткани».
Помогите теоретикам. 1. Соотнесите отделы скелета с костями, их образующими. Отделы скелета Кости, образующие отдел. Скелет головы: -лицевой отдел -мозговой отдел Пояс верхних конечностей: свободная верхняя конечность -плечо-предплечье-кисть Свободная нижняя конечность -бедро-голень-стопаПозвоночник А) ключица Б) лучевая кость В) скуловые кости Г) теменные кости Д) лопатка Е)большая берцовая кость Ж) затылочная кость З) кости предплюсны И) бедренная кость К) грудина Л) пястье М) плечевая кость Н) локтевая кость О) крестец
Выполни тест. 1.«Исключите лишнее» 1.«Исключите лишнее» а) бедренная кость; б) большая берцовая кость; в) малая берцовая кость; г) лучевая кость; 2. Грудная клетка не защищает: а)почкиб)трахеюв)лёгкиег)сердце 3. Одинаковое кол-во позвонков в отделах позвоночника: а) шейном и грудном б) поясничном и крестцовом в) поясничном грудном г) шейном и крестцовом
4. Кость черепа, у которой есть пара: а) теменная б) лобная в) затылочная г) нижнечелюстная 5. У водителя автомобиля наибольшая нагрузка на: а) суставы нижних конечностей б) плечевые суставы в) межпозвоночные диски г) стопы ног Подумайте! 1. Ч еловек рано утром имеет один рост, а вечером его рост уменьшается. Объясните, почему это происходит. 2. У молодого петуха удалили часть бедренной кости, оставив надкостницу. Через некоторое время кость у петуха восстановилась. Что доказывает этот опыт? 3. П ри переломах и вывихах у пострадавшего необходимо обездвижить не только повреждённое место, но и ближайшие суставы. Почему?
Ход урока II. Изучение нового материала. «У человека более 600 мышц. Мышечное движение самое эффективное » Беседа. 1. Назовите какие группы мышц вы знаете. 2. Чем гладкие мышцы отличаются от поперечно- полосатых?
Строение мышц
Ход урока 1.Посмотрите на плакат и скажите, как отличаются мышцы человека по цвету. 2.Как вы думаете, чем красные мышцы отличаются от белых? 3.Давайте вспомним, для чего нужны бугры на костях?
Ход урока А какую форму имеют мышцы? а)конечностей -веретенообразную б)спины, груди, живота- прямую в)кисти и стопы -двуперистую г)глаз и рта -круговую
мышцы головы и шеи: Жевательные –двигают челюсть Мимические –изменяют мимику лица Круговая мышца рта и глаз –отвечают за речь и закрывают глаза. Шейные мышцы –отвечают за движение головы и шеи, произносятся звуки.
Мышцы туловища: Спины –трапециевидная, широчайшая – двигают лопатки, голову, шею, плечо, опускают руки. Груди –большая и малая грудная мышца участвуют в движении рук; зубчатая участвует в дыхании. Живота –сгибает позвоночник, участвует в дыхании, образует брюшной пресс который состоит: косой, поперечной, прямой мышцы –поддерживают внутренние органы.
Мышцы конечностей. Верхние конечности: Дельтовидная- вращает руку. Двуглавая мышца плеча- сгибает руку. Трёхглавая мышца плеча- разводят сводят, сгибают и разгибают пальцы.
Нижние конечности Тазовые – двигают бедро Ягодичные – вращают бедро Двуглавая бедра –сгибает голень, разгибает бедро. Четырёхглавая – разгибает голень Трёхглавая – участвует в ходьбе и беге. Портняжная – вращает голень внутрь.
III. Закрепление. 1.Я вляются ли скелетные мышцы активной частью опорно-двигательной системы. Какое значение имеет опорно-двигательная система человека? 2.И з каких мышц состоят скелетные мышцы? 3.К акие мышцы головы вплетаются в кожу лица? 4.К акая из названых мышц является самой длинной в теле человека.
Домашнее задание. Стр Повторить стр (учебник Сонин Н.И.)