Лекция 1 Введение. Программирование.
Введение. Информатика – предмет и задачи. Существует много определений информатики: Информатика это наука и сфера практической деятельности, связанная с различными аспектами получения, хранения, обработки, передачи и использования информации. Информатика это комплексная научная и инженерная дисциплина, изучающая все аспекты разработки, проектирования, создания, оценки, функционирования основанных на ВМ систем переработки информации, их применения и воздействия на различные области социальной практики. Информатика как прикладная дисциплина занимается: изучением закономерностей в информационных процессах (накопление, переработка, распространение информации); созданием информационных моделей коммуникаций в различных областях человеческой деятельности; разработкой информационных систем и технологий в конкретных областях и выработкой рекомендаций относительно их жизненного цикла: для этапов проектирования и разработки систем, их производства, функционирования и т.д.
Программирование Понятие об инструментарии программирования. Основные этапы компьютерного решения задач. Машинный код процессора. Процессор компьютера это большая интегральная микросхема. В процессоре компьютера транзисторы (как электронные переключатели) сгруппированы в микроэлементы, называемые триггерами и вентилями. Триггеры имеют два устойчивых состояния (открыт закрыт) и переключаются из одного состояния в другое электрическими сигналами. Программа, с которой работает процессор, представляет собой последовательность чисел, называемую машинным кодом. Алгоритм решения задачи, заданный в виде последовательности команд на языке вычислительной машины (в кодах машины), называется машинной программой. Программа – это совокупность команд, представляющая алгоритм.
Языки программирования служат для представления алгоритма в виде, понятном не только компьютеру, но и человеку. Языки программирования искусственные языки. С помощью языка программирования создается не готовая программа, а только ее текст, описывающий ранее разработанный алгоритм. Чтобы получить работающую программу, надо этот текст либо автоматически перевести в машинный код (для этого служат программы-компиляторы) и затем использовать отдельно от исходного текста, либо сразу выполнять команды языка, указанные в тексте программы (этим занимаются программы-интерпретаторы). Для создания программы нужны: текстовый редактор; компилятор; редактор связей; библиотеки функций. (Как правило, в стандартную поставку входят как минимум три последних компонента, но хорошая интегрированная система включает в себя и специализированный текстовый редактор).
В процессе решения задачи с применением компьютера пользователь самостоятельно или с помощью специалистов проходит ряд этапов. Реальная задача Математическая постановка Алгоритмизация Отладка и решение Способы задания Методы, формулы Алгоритм ПрограммированиеПрограмма ЭВМ Содержательный уровень Математический уровень Алгоритмический уровень Компьютерный уровень