Доктора педагогических наук профессора кафедры «Профессиональная педагогика и психология» КАЛЮЖНОГО Анатолия Степановича.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учебные вопросы: 1. Понятие и структура психики. 2. Психические процессы как основа функционирования личности.
Advertisements

Доктора педагогических наук профессора кафедры «Профессиональная педагогика и психология» КАЛЮЖНОГО Анатолия Степановича.
Доктора педагогических наук профессора кафедры «Профессиональная педагогика и психология» КАЛЮЖНОГО Анатолия Степановича.
Высшая нервная деятельность Поведение. Высшая нервная деятельность(ВНД) Деятельность высших отделов центральной нервной системы, обеспечивающая наиболее.
Психика Психика 1. Системное свойство высокоорганизованной материи (мозга), заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира. 2. Субъективное.
Психология Лекция 2. Психика человека: сущность, структура, функции в жизнедеятельности человека.
Доктора педагогических наук профессора кафедры «Профессиональная педагогика и психология» КАЛЮЖНОГО Анатолия Степановича.
Психические процессы.. Психические процессы – это одна из групп психических явлений, условно выделяемых в целостной структуре психики.
Доктора педагогических наук профессора кафедры «Профессиональная педагогика и психология» КАЛЮЖНОГО Анатолия Степановича.
Доктора педагогических наук профессора кафедры «Профессиональная педагогика и психология» КАЛЮЖНОГО Анатолия Степановича.
Подготовил Голобородько Евгений.
ВНИМАНИЕ Выполнил: Вартумян С.Г. Проверил: Шишкина И.В.
Ощущение - это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а так же внутренних состояний.
ТЕМА УРОКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВНИМАНИЯ И УСЛОВИЯ ЕГО ОРГАНИЗАЦИИ.
Познавательная сфера личности Плугина Мария Ивановна, д. психологических наук, профессор кафедры ППСД.
Функциональные блоки мозга (А.Р.Лурия). Первый блок (энергетический) Анатомическая основа: ретикулярная формация ствола мозга ( клеточная функциональная.
ОЩУЩЕНИЕ Ощущения - наиболее простая форма психической деятельности. Ощущения представляют собой продукт переработки ЦНС раздражителей, возникающих во.
Психика. Психика ( от др.-греч. ψυχή «дыхание, душа») способность активного отражения реальности или совокупность душевных процессов и явлений ( восприятие.
1.Психологическая характеристика внимания. Механизмы внимания. 2.Современные теории внимания. 3.Виды внимания и особенности их проявления.
Виды психической деятельности. Формы чувственного и рационального познания.
Транксрипт:

доктора педагогических наук профессора кафедры «Профессиональная педагогика и психология» КАЛЮЖНОГО Анатолия Степановича

kalyuzhniy/

Учебные вопросы: 1. Понятие и структура психики человека. 2. Психические процессы как основа формирования личности

ПОНЯТИЕ И СТУКТУРА ПСИХИКИ

Объективная реальность – предметы и явления окружающего мира, существующие вне сознания человека. Субъективная реальность – отражение объективной реальности в сознании человека.

Сознание – высшая форма психического отражения действительности в виде субъективной модели окружающего мира. Подсознание – процесс отражения объективной реальности, в ходе которого человеком не осознаются его источники.

Психика – продукт функционирования высокоорганизованной материи, проявляющийся в субъективном отражении объективной реальности.

1 этап – формирование раздражимости. 2 этап – появление чувствительности. 3 этап – вырабатывание ощущений. 4 этап – формирование восприятия.

1 этап – формирование рефлексов. 2 этап – дифференциация рефлексов на условные и безусловные. 3 этап – образование инстинктов. 4 этап – появление навыков.

1 этап – формирование и развитие сенсорных процессов. 2 этап – появление перцептивных процессов. 3 этап – формирование рассудочного поведения. 4 этап – формирование сознания. 5 этап – развитие самосознания.

НЕРВНАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА Элементы строения: нервная клетка нервная клетка нейрон нейрон рецептор рецептор Виды: центральная нервная система: центральная нервная система: головной мозг головной мозг спинной мозг спинной мозг периферическая НС периферическая НС вегетативная НС вегетативная НС

Виды НД: высшая НД высшая НД низшая НД низшая НД Сигнальные системы: первая СС – обеспечение взаимодействия с внешней средой; первая СС – обеспечение взаимодействия с внешней средой; вторая СС – обеспечение реакции на словесное содержание вторая СС – обеспечение реакции на словесное содержание

Понятие - совокупность устойчивых связей между ее компонентами, обеспечивающих ее целостное функционирование Понятие - совокупность устойчивых связей между ее компонентами, обеспечивающих ее целостное функционированиеКомпоненты: психические процессы (познавательные и эмоционально-волевые) психические процессы (познавательные и эмоционально-волевые) психические образования психические образования психические свойства психические свойства

Понятие – сложные, социально обусловленные прижизненно складывающиеся системные психические явления Понятие – сложные, социально обусловленные прижизненно складывающиеся системные психические явления интериоризация - формирование внутренних психических структур на основе усвоения внешней социальной деятельности интериоризация - формирование внутренних психических структур на основе усвоения внешней социальной деятельности автоматизация - умственные действия, сформированные на основе продуктов интериоризации автоматизация - умственные действия, сформированные на основе продуктов интериоризации

Поведение – целеориентированная активность психики в интересах осуществления взаимодействия с внешней средой Поведение – целеориентированная активность психики в интересах осуществления взаимодействия с внешней средой Деятельность - активное взаимодействие субъекта с окружающей средой в ходе которого он удовлетворяет свои потребности Деятельность - активное взаимодействие субъекта с окружающей средой в ходе которого он удовлетворяет свои потребности

ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Понятие – целостное функционирование психики, позволяющее управлять поведением и деятельностью Понятие – целостное функционирование психики, позволяющее управлять поведением и деятельностью Структура: Структура: познавательные процессы познавательные процессы эмоционально-волевые процессы эмоционально-волевые процессы

Понятие – последовательное отражение в сознании человека свойств и качеств предметов и явлений объективного мира с целью его познания Понятие – последовательное отражение в сознании человека свойств и качеств предметов и явлений объективного мира с целью его познания Уровни познания: Уровни познания: элементарный элементарный промежуточный промежуточный высший высший

Понятие – отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений объективного мира, непосредственно действующих на его органы чувств Понятие – отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений объективного мира, непосредственно действующих на его органы чувств Физиологическая основа – работа нервно-физиологического аппарата организма (рецептор – нервный путь – участок коры головного мозга) Физиологическая основа – работа нервно-физиологического аппарата организма (рецептор – нервный путь – участок коры головного мозга)

Виды: Виды: зрительные зрительные слуховые слуховые вкусовые вкусовые обонятельные обонятельные осязательные осязательные Характеристики Характеристики минимальный порог минимальный порог максимальный порог максимальный порог диапазон диапазон порог различения порог различения

Особенности: Особенности: адаптация адаптация сенсибилизация сенсибилизация зависимость от силы раздражителя зависимость от силы раздражителя явление контраста явление контраста последовательные образы последовательные образы

Понятие – процесс целостного отражения предметов и явлений, воздействующих в данный момент времени на органы чувств человека Понятие – процесс целостного отражения предметов и явлений, воздействующих в данный момент времени на органы чувств человека Физиологическая основа – комплексная деятельность системы анализаторов коры головного мозга Физиологическая основа – комплексная деятельность системы анализаторов коры головного мозга

Понятие – процесс запоминания, сохранения и воспроизведения человеком того, что он воспринимал, о чем думал и что переживал Понятие – процесс запоминания, сохранения и воспроизведения человеком того, что он воспринимал, о чем думал и что переживал Физиологическая основа – функционирование психики на нейронном уровне Физиологическая основа – функционирование психики на нейронном уровне

Понятие – процесс создания в сознании человека воспринимавшихся ранее предметов и явлений объективного мира Понятие – процесс создания в сознании человека воспринимавшихся ранее предметов и явлений объективного мира Физиологическая основа – функционирование психики на нейронном уровне Физиологическая основа – функционирование психики на нейронном уровне

Понятие – процесс создания в сознании не воспринимавшихся ранее предметов и явлений на основе имеющихся знаний и опыта Понятие – процесс создания в сознании не воспринимавшихся ранее предметов и явлений на основе имеющихся знаний и опыта Физиологическая основа – формирование новых связей между нейронами коры головного мозга с использованием уже установленных Физиологическая основа – формирование новых связей между нейронами коры головного мозга с использованием уже установленных

Понятие – избирательная направленность сознания на конкретные предметы или явления объективного мира или субъективные процессы Понятие – избирательная направленность сознания на конкретные предметы или явления объективного мира или субъективные процессы Физиологическая основа – образование стойких очагов возбуждения в одних участках коры головного мозга и торможение в остальных Физиологическая основа – образование стойких очагов возбуждения в одних участках коры головного мозга и торможение в остальных

Понятие – опосредованное отражение в сознании глубоких и существенных связей и отношений между предметами и явлениями объективного мира Понятие – опосредованное отражение в сознании глубоких и существенных связей и отношений между предметами и явлениями объективного мира Физиологическая основа – взаимодействие первой и второй сигнальных систем в работе коры головного мозга Физиологическая основа – взаимодействие первой и второй сигнальных систем в работе коры головного мозга

Понятие – средство отражения объективной и субъективной реальности в виде языковых и иных символов, используемых в мышлении Понятие – средство отражения объективной и субъективной реальности в виде языковых и иных символов, используемых в мышлении Физиологическая основа – связь соответствующих участков коры головного мозга с мыслительными процессами Физиологическая основа – связь соответствующих участков коры головного мозга с мыслительными процессами

Понятие – психические явления, формирующие общее функциональное состояние психики человека Понятие – психические явления, формирующие общее функциональное состояние психики человека

Эмоции – целостная субъективная реакция психики на воздействие внешних или внутренних раздражителей, проявляющаяся в биологически обусловленных переживаниях Эмоции – целостная субъективная реакция психики на воздействие внешних или внутренних раздражителей, проявляющаяся в биологически обусловленных переживаниях Чувства – устойчивое эмоциональное отношение человека к явлениям объективной действительности, проявляющееся в духовно обусловленных переживаниях Чувства – устойчивое эмоциональное отношение человека к явлениям объективной действительности, проявляющееся в духовно обусловленных переживаниях Физиологическая основа – взаимодействие корково-подкорковых комплексов возбуждений, формирующихся на основе наследственного и приобретенного опыта Физиологическая основа – взаимодействие корково-подкорковых комплексов возбуждений, формирующихся на основе наследственного и приобретенного опыта

Понятие – процесс осознанного воздействия человека на свою психическую сферу с целью выполнения необходимого действия в соответствии с поставленной целью, преодолевая физиологические и (или) психологические трудности Понятие – процесс осознанного воздействия человека на свою психическую сферу с целью выполнения необходимого действия в соответствии с поставленной целью, преодолевая физиологические и (или) психологические трудности Физиологическая основа – блокирование или активизация функциональных участков коры головного мозга, отвечающих за включение или отключение познавательных и эмоционально- чувственных процессов Физиологическая основа – блокирование или активизация функциональных участков коры головного мозга, отвечающих за включение или отключение познавательных и эмоционально- чувственных процессов

Реан А.А. Психология и педагогика: учеб. пос. – Главы 2-5. – СПб.: Питер, с. Реан А.А. Психология и педагогика: учеб. пос. – Главы 2-5. – СПб.: Питер, с. Калюжный А.С. Основы психологии и педагогики: учеб. пос. Глава 1. [ Электронный ресурс ]. Режим доступа: Электронная библиотека НГТУ. –Н.Новгород: НГТУ, с. Калюжный А.С. Основы психологии и педагогики: учеб. пос. Глава 1. [ Электронный ресурс ]. Режим доступа: Электронная библиотека НГТУ. –Н.Новгород: НГТУ, с. Калюжный А.С. Психология и педагогика: учеб. пос. [ Электронный ресурс ]. Режим доступа: edagogics/ Калюжный А.С. Психология и педагогика: учеб. пос. [ Электронный ресурс ]. Режим доступа: edagogics/