РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ Воспитатель Митяшина О.В., МДОУ "Детский сад ОВ 54" г. Северск, Томской области
П РЕЖДЕ ЧЕМ ДАВАТЬ ЗНАНИЯ, НАДО НАУЧИТЬ ДУМАТЬ, ВОСПРИНИМАТЬ, НАБЛЮДАТЬ. В.С УХОМЛИНСКИЙ Работая по программе «Детство», мы руководствуемся девизом «Чувствовать – Познавать - Творить» Кроме того, в программе «Детство», в отличие от других образовательных программ, экспериментирование выделено как отдельный вид детской деятельности.
Исследовательская деятельность Активизация мыслительных процессов: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение. Развитие речи: рассказ об увиденном, умение сформулировать вывод и др. Изобразительная деятельность: умение зарисовать ход опыта, результат. Математические навыки: считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры
Д ЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ НАПРАВЛЕНО НА РАЗВИТИЕ ПОИСКОВО - ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРЕДПОЛАГАЕТ РЕШЕНИЕ СЛЕДУЮЩИХ ЗАДАЧ : формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей; развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств; расширение перспектив развития поисково- познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия; поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
СТРУКТУРА ПРОВЕДЕНИЯ ОПЫТОВ: постановка проблемы; поиск путей решения проблемы; проведение наблюдения; обсуждение увиденных результатов; формулировка выводов.
Эксперименты По количеству участников: индивидуальные; групповые. По кратности проведения: однократные; циклические. По характеру мыслительных операций: констатирующие; сравнительные; обобщающие.
Исследование, проведенное в одном из детских садов г.Новосибирска определило место детского экспериментирования в структуре детских предпочтений. Детское экспериментирование, как один из шести видов деятельности, находится на втором месте. Это свидетельствует об очевидном интересе детей к экспериментированию.
В этом же исследовании выявлено 3 категории материалов экспериментальной деятельности по степени проявления к ним познавательного интереса воспитанников и активности экспериментирования с ним: I группа материалов : природный материал, красители (пищевые и непищевые), медицинские материалы. Оказалось, что дети предпочитают экспериментировать больше всего с природным материалом (камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.). II группа материалов: приборы-помощники, технические материалы, прочие материалы. III группа материалов: разнообразные сосуды из различных материалов, утилизированный материал, разные виды бумаги.
СОДЕРЖАНИЕ УГОЛКОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Задачи уголка: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет. В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены: 1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.); 2) место для приборов, для хранения материалов (природного, "бросового"); 3) место для проведения опытов; 4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)
ОСНАЩЕНИЕ ЦЕНТРА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ 1. приборы-помощники (увеличительные стекла, весы (безмен), песочные часы, компас, магниты, микроскопы); 2. разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы; 3. природный материал (камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.); 4. утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.); 5. технические материалы (гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.); 6. разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.; 7. красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.); 8. медицинские материалы (пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.); 9. прочие материалы (зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др.).
"Извержение вулкана" - показать это явление можно простой химической реакцией уксуса и соды.
«Ж ИВАЯ » РЫБКА Для этого опыта достаточно капнуть растительного масла в отверстие А, и рыбка….поплывет
«Б АШНЯ ПЛОТНОСТИ » Этот трюк основан на способности различных веществ тонуть или плавать в зависимости от их плотности. Вещества с меньшей плотностью плавают на поверхности более плотных веществ.
«Люди, научившиеся... наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел» К.Е.Тимирязев