Сравнение принятых Всемирным Банком требований по окружающей среде с национальными требованиями Виктор Локша Консультант Регион Европа и Центральная Азия.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Ми требованиями Сравнение требований Всемирного Банка по ЭО и требований законодательства Румынии Региональный семинар по защитным мероприятиям Кишинев,
Advertisements

Мини-исследование и тест Тема: Категории ЭО и требования П У ОС Мини-исследование и тест Тема: Категории ЭО и требования П У ОС Виктор Локша Консультант.
Оценка воздействия на окружающую среду. Проектная документация.
Экологический аудит Выполнил : Магистрант группы МСМ Сычев Владимир.
Политика Российской Федерации в области охраны окружающей среды А.Г. Ишков, Директор Департамента государственной политики в области охраны окружающей.
Гигиеническая оценка проекта архитектурно-строительного оформления зданий промышленных предприятий Киричук Е.С.
Экологическое проектирование и экспертиза. Нормативно-правовые основы.
Управление качеством. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ МС ИСО СЕРИИ И ИХ РОЛЬ В СОЗДАНИИ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРЕДПРИЯТИИ
- Об охране ОС, - О защите территории и населения от ЧС, - О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных курортах, - О животном мире, - О мелиорации.
Неофициальный перевод Принудительное переселение 0P 4.12: Инструменты планирования.
Экологическая и социальная экспертиза Д-р Дариуш Прашек Начальник отдела операционной поддержки Управление экологии и устойчивого развития Москва 4 июня.
Управление качеством воздуха в странах Восточного региона ЕИСП Рекомендации для центров по НДТМ Моника Прибылова 2 октября 2013 года.
Экологический аудит: цели и задачи. Экологический аудит независимая оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности нормативно-правовых.
При размещении, технико-экономическом обосновании проекта, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений.
Правовое регулирование экологической безопасности.
Экологическим мониторингом – называют систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под влиянием антропогенных воздействий.
Анализ регуляторного влияния и устойчивое развитие бизнеса Юрий Юрченко – к.э.н., консультант Центр коммерческого права
Система экологического менеджмента, МС ISO 14001:
Окружающая среда и безопасность Светлана Штирбу секретарь национальной группы по внедрению Конвенции о трансграничных воздействиях от промышленных аварий.
Система экологического менеджмента, МС ISO 14001:
Транксрипт:

Сравнение принятых Всемирным Банком требований по окружающей среде с национальными требованиями Виктор Локша Консультант Регион Европа и Центральная Азия Всемирный Банк Презентация на Практическом семинаре по экологическим и социальным процедурам Всемирного Банка, Кишинэу 28 – 31 октября 2008 года

Нормативная база по ОВОС/ГЭЭ в странах ЕЦА Во многих странах Европы и Центральной Азии (ЕЦА) системы оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) имеют общие корни и много общих черт У большой группы стран, включая Молдову, основу системы ОВОС составляет государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ), созданная в советское время Процедуры скрининга обычно слабы, и проекты отбираются произвольно: –Четкие критерии, какие мероприятия следует подвергать ГЭЭ, отсутствуют, поэтому практически все проекты, даже имеющие совершенно незначительное воздействие должны проходить ГЭЭ –В то же время в ряде стран (включая Молдову) требование ОВОС (или «полной ОВОС») применяется только к проектам с очень высокой степенью воздействия на окружающую среду

Традиционный подход к ОВОС в странах ЕЦА Окончательная ОВОС имеется только после завершения стадии детального проектирования Зачастую основу окончательной ОВОС составляют сложные модели: –Обычно требуется анализ мероприятий проекта в сочетании с фоновым состоянием окружающей среды –Совокупная концентрация сравнивается с максимально допустимыми концентрациями (например, загрязнителей воздуха) Для этого должны использоваться стандартные компьютерные модели, разработанные Государственной метеослужбой

Традиционный подход к ОВОС в странах ЕЦА (продолжение) Проекты утверждаются ГЭЭ дважды: –На стадии технико-экономического обоснования –На стадии детальной проектной документации План природоохранных мероприятий (ППМ) является частью детальной проектной документации

Предваритель- ная ОВОС Детальный проект Идентифика- ция проекта Подготовка Планирование/ Обоснование Мониторинг Надзор за строительством/ реализация Деятельность ОВОС и проектный цикл: общепринятая практика во многих странах ЕЦА Экологическое разрешение Разрешение на строительство Окончательная ОВОС, включая меры по охране окружающей среды (ППМ)

Нормативная база Молдовы по ОВОС/ГЭЭ В Молдове ОВОС (EIA) регулируется двумя законами и рядом нормативных актов и инструкций: –Закон об охране окружающей среды, 1515-XII, 1993 года, с поправками Другие законы и нормативные акты: –Закон о ГЭЭ и ОВОС (1996) –Инструкции по экологической проверке (аудиту) предприятий (1998) –Положение об участии общественности в принятии решений (2000) –Приказ об утверждении Инструкции о порядке организации и проведения ГЭЭ 188, принят Молдова - участник Эспооской Конвенции по ОВОС в трансграничном контексте

Ответственные за ГЭЭ/ОВОС организации Молдовы Ответственным за ОВОС органом является Министерство экологии и природных ресурсов В Министерстве имеется экологическая инспекция, в составе которой имеется отдел государственной экологической экспертизы –Для особо сложных проектов, требующих полной ОВОС, за проведение проверки ОВОС отвечает Отдел по предотвращению загрязнения окружающей среды центрального Министерства

Документация по ОВОС разрабатывается на начальной стадии планирования ОВОС является обязательной частью плановой и проектной документации (ППД) –Примечание: буквальное выполнение этой нормы может быть проблематичным, так как большинство проверяемых ГЭЭ проектов не требуют ОВОС как таковой («полной ОВОС») ППД должна содержать раздел об охране окружающей среды Положительное заключение ГЭЭ служит основой для разработки раздела «Охрана окружающей среды» ППД /1/ Приказ Об утверждении Инструкции о порядке организации и проведения государственной экологической экспертизы. 188 принят: Опубликован: Monitorul Oficial 014 от: Согласно требованиям государственных инструкций Молдовы /1/ :

Сравнение требований Молдовы и Всемирного Банка по планированию природоохранных мероприятий Природоохранное законодательство Молдовы не предусматривает подготовки Плана управления окружающей средой (ПУОС) как такового В нормативной базе имеется положение о Плане природоохранных мероприятий (ППМ) ППМ определяет меры по снижению воздействия на окружающую среду на основании ОВОС ППМ интегрирован в цикл разработки проекта: –Представленные ГЭЭ технические решения должны быть обоснованы исходя из снижения воздействия на окружающую среду … –Представленная ГЭЭ документация должна включать достаточные и хорошо обоснованные меры для обеспечения экологической безопасности на весь цикл проекта Приказ Об утверждении Инструкции о порядке организации и проведения государственной экологической экспертизы. 188

Существующие в Молдове требования по снижению воздействия на среду Государственными нормативами (инструкциями) определены требуемые виды природоохранных мероприятий для различных элементов окружающей среды Например, проектная документация должна содержать следующую информацию по охране и рациональному использованию водных ресурсов: –Меры по поддержанию и благоустройству водоохранных/береговых зон –Меры по уменьшению загрязнений и контролю осадка в сточных водах –Меры на случай аварий в системах водоснабжения и канализации –Меры по защите рыбных ресурсов –Меры по сокращению использования воды в технологических процессах

Существующие в Молдове требования по снижению воздействия... (продолжение): Проектная документация должна содержать следующую информацию по охране атмосферного воздуха: Технологические меры: –Установка очистного оборудования (фильтров, скрубберов) –Улучшение условий рассеивания загрязнений в атмосфере –Снижение выбросов от неорганизованных источников Планировочные меры: –Взаимное размещение предприятий и жилья с учетом направления господствующих ветров –Соблюдение размера санитарно-защитной зоны на основании расчетов рассеивания

Проектная документация должна содержать следующую информацию о мерах по охране среды от загрязнения промышленными отходами: –Меры по охране среды от загрязнения отходами –Утилизация /захоронение промышленных отходов в специально отведенных местах Проектная документация должна содержать следующую информацию о защите флоры и фауны: –Меры (например, восстановление растительности) по защите почвы, водного и воздушного бассейнов, предусмотренные в ППД для защиты генетического фонда растений и животных Существующие в Молдове требования по снижению воздействия... (продолжение):

Планирование охраны окружающей среды: Сравнение требований Молдовы и ВБ Типичный ПУОС Банка и план природоохранных мероприятий в Молдове – насколько значительны различия? –Юридический статус: ПУОС Банка является юридически обязательным Положение о ПУОС в Соглашении о займе –Различный процесс определения природоохранных мер: МУОС Банка строится на результатах оценки воздействия /EIA В Молдове ППМ также основан на ОВОС, однако государственные инструкции также нормируют требуемые типы мероприятий –Различие по времени: Банком ОВОС/ПУОС требуется на более раннем этапе процесса Таким образом обеспечивается большая гласность –Различие в широте охвата и содержании между ПУОС и ППМ

Из чего состоит типичный ПУОС Банка? 1.Краткое описание проекта 2.План снижения воздействий Включая обязанности и стоимость 3.Требования по мониторингу Включая обязанности и стоимость 4.Описание организации / структуры управления реализацией ПУОС: Обязанности Механизмы организационного укрепления /обучения Требования по отчетности Планы-графики 5.Резюме консультаций с общественностью (протоколы встреч с затрагиваемыми группами, заинтересованными участниками и др.) В Молдове ППМ в основном ограничивается только этим

Каковы возможные последствия? Когда в законодательстве страны отсутствуют положения об обязательности ПУОС: –Затрудняется контроль исполнения природоохранных мер Когда не включен план мониторинга : –Трудно оценить эффективность выполнения природоохранных мер Когда не распределены институциональные обязанности: –Трудно обеспечить подотчетность, контролировать соблюдение требований, либо поощрять качественную работу Когда затраты не оценены : –Меньше вероятность достаточного финансирования природоохранных мер Когда консультации с общественностью документально не оформляются: –Меньше вероятность своевременных и достаточных консультаций с общественностью

Заключительные замечания по ПУОС Нет фундаментальных препятствий для доведения ППМ Молдовы до стандартов ПУОС Банка Как это сделать? Дополнить ППМ Молдовы следующими элементами: –Четко отнесенные обязанности –Требования по мониторингу –Оценка затрат –Требования по обучению –Требования по консультациям с общественностью Практическая реализация такого расширенного ППМ останется сложной задачей …... однако интересы охраны окружающей среды будут лучше учтены

Другие аспекты природоохранного законодательства в Молдове Молдовой «достигнуты видимые успехи в принятии нового законодательства, однако несомненно возникнут вопросы соблюдения и контроля его исполнения»… Системы оценки воздействия на окружающую среду в странах Европы и Центральной Азии. Всемирный Банк, 2002 год

Другие аспекты природоохранного законодательства в Молдове (продолжение) Области, в который Молдовой достигнуты успехи: –Анализ альтернатив –Стратегическая экологическая оценка –Мониторинг реализации: Закон требует проведение природоохранными органами мониторинга реализации ГЭЭ и/или соблюдения требований ОВОС –Участие общественности Молдова – участник Орхусской Конвенции Введенные в 2002 году Молдовой Положения об участии общественности в принятии решений в вопросах охраны окружающей среды - среди лучших в странах ЕЦА

Спасибо за внимание!