Задачи: 1. Рассмотреть ситуации, которые являются особо разрушительными для психики ребенка. 2. Показать приемы психологической помощи пострадавшему непосредственно после трагического события. 3. Описать признаки посттравматического синдрома. Задачи: 1. Рассмотреть ситуации, которые являются особо разрушительными для психики ребенка. 2. Показать приемы психологической помощи пострадавшему непосредственно после трагического события. 3. Описать признаки посттравматического синдрома. Дать краткую инструкцию по оказанию первой психологической помощи детям, пострадавшим в чрезвычайной ситуации.
Внимание! Внимание! В разговоре с ребенком не должно быть фальши. В разговоре с ребенком не должно быть фальши. Помните: Помните: Молчание – сигнал об опасности. Молчание – сигнал об опасности. У подростка реакции горя часто проявляются в агрессивном или асоциальном поведении. У подростка реакции горя часто проявляются в агрессивном или асоциальном поведении. Внимание! Внимание! В разговоре с ребенком не должно быть фальши. В разговоре с ребенком не должно быть фальши. Помните: Помните: Молчание – сигнал об опасности. Молчание – сигнал об опасности. У подростка реакции горя часто проявляются в агрессивном или асоциальном поведении. У подростка реакции горя часто проявляются в агрессивном или асоциальном поведении.
1. Не обманывайте ребенка. Обязательно сообщите ему о смерти близкого. 1. Не обманывайте ребенка. Обязательно сообщите ему о смерти близкого. 2. Создайте атмосферу, в которой ребенку буде легко спрашивать и выражать свои чувства. 2. Создайте атмосферу, в которой ребенку буде легко спрашивать и выражать свои чувства. 3. Поделитесь собственными чувствами в связи со случившимся. 3. Поделитесь собственными чувствами в связи со случившимся. 4. Чаще прикасайтесь к ребёнку. 4. Чаще прикасайтесь к ребёнку. 5. В острой стадии горя освободите ребёнка от посещения детского сада, школы. 5. В острой стадии горя освободите ребёнка от посещения детского сада, школы. 6. Через 3-4 дня покажите ребёнку, что кроме горя есть и другие чувства. Расскажите смешную историю, не связанную с умершим. 6. Через 3-4 дня покажите ребёнку, что кроме горя есть и другие чувства. Расскажите смешную историю, не связанную с умершим. 7. Объясните ребенку, что в случившемся нет его вины. 7. Объясните ребенку, что в случившемся нет его вины. 8. Дети расценивают смерть близкого как предательство. Внушайте, что это не так, что умерший любил его. 8. Дети расценивают смерть близкого как предательство. Внушайте, что это не так, что умерший любил его. 1. Не обманывайте ребенка. Обязательно сообщите ему о смерти близкого. 1. Не обманывайте ребенка. Обязательно сообщите ему о смерти близкого. 2. Создайте атмосферу, в которой ребенку буде легко спрашивать и выражать свои чувства. 2. Создайте атмосферу, в которой ребенку буде легко спрашивать и выражать свои чувства. 3. Поделитесь собственными чувствами в связи со случившимся. 3. Поделитесь собственными чувствами в связи со случившимся. 4. Чаще прикасайтесь к ребёнку. 4. Чаще прикасайтесь к ребёнку. 5. В острой стадии горя освободите ребёнка от посещения детского сада, школы. 5. В острой стадии горя освободите ребёнка от посещения детского сада, школы. 6. Через 3-4 дня покажите ребёнку, что кроме горя есть и другие чувства. Расскажите смешную историю, не связанную с умершим. 6. Через 3-4 дня покажите ребёнку, что кроме горя есть и другие чувства. Расскажите смешную историю, не связанную с умершим. 7. Объясните ребенку, что в случившемся нет его вины. 7. Объясните ребенку, что в случившемся нет его вины. 8. Дети расценивают смерть близкого как предательство. Внушайте, что это не так, что умерший любил его. 8. Дети расценивают смерть близкого как предательство. Внушайте, что это не так, что умерший любил его.
захват террористами, ограбление, разбойное нападение. Если ребенок даже не подвергся физическому насилию, он все равно получил сильнейшую психическую травму. Если ребенок даже не подвергся физическому насилию, он все равно получил сильнейшую психическую травму. Для ребенка пережитое событие может стать причиной остановки в личном развитии. Для ребенка пережитое событие может стать причиной остановки в личном развитии. Нельзя позволять ребенку стать тираном. Не исполняйте любые его желания из чувства жалости. Нельзя позволять ребенку стать тираном. Не исполняйте любые его желания из чувства жалости. Если ребенок даже не подвергся физическому насилию, он все равно получил сильнейшую психическую травму. Если ребенок даже не подвергся физическому насилию, он все равно получил сильнейшую психическую травму. Для ребенка пережитое событие может стать причиной остановки в личном развитии. Для ребенка пережитое событие может стать причиной остановки в личном развитии. Нельзя позволять ребенку стать тираном. Не исполняйте любые его желания из чувства жалости. Нельзя позволять ребенку стать тираном. Не исполняйте любые его желания из чувства жалости.
1. Дайте ребенку понять: Вам важно то, что он пережил. 1. Дайте ребенку понять: Вам важно то, что он пережил. 2. Создайте атмосферу безопасности. 2. Создайте атмосферу безопасности. 3. Вместе смотрите «хорошие» фотографии. 3. Вместе смотрите «хорошие» фотографии. 4. Сводите разговоры о событии с описания деталей на чувства. 4. Сводите разговоры о событии с описания деталей на чувства. 5. Помогите выстроить жизненную перспективу. 5. Помогите выстроить жизненную перспективу. 6. Объясните, что чувствовать беспомощность, страх, гнев – это нормально. 6. Объясните, что чувствовать беспомощность, страх, гнев – это нормально. 7. Повышайте самооценку ребенка. 7. Повышайте самооценку ребенка. 8. Помогите ему вынести вовне свои переживания в виде образов (через рисунок, лепку и т.п.) 8. Помогите ему вынести вовне свои переживания в виде образов (через рисунок, лепку и т.п.) 1. Дайте ребенку понять: Вам важно то, что он пережил. 1. Дайте ребенку понять: Вам важно то, что он пережил. 2. Создайте атмосферу безопасности. 2. Создайте атмосферу безопасности. 3. Вместе смотрите «хорошие» фотографии. 3. Вместе смотрите «хорошие» фотографии. 4. Сводите разговоры о событии с описания деталей на чувства. 4. Сводите разговоры о событии с описания деталей на чувства. 5. Помогите выстроить жизненную перспективу. 5. Помогите выстроить жизненную перспективу. 6. Объясните, что чувствовать беспомощность, страх, гнев – это нормально. 6. Объясните, что чувствовать беспомощность, страх, гнев – это нормально. 7. Повышайте самооценку ребенка. 7. Повышайте самооценку ребенка. 8. Помогите ему вынести вовне свои переживания в виде образов (через рисунок, лепку и т.п.) 8. Помогите ему вынести вовне свои переживания в виде образов (через рисунок, лепку и т.п.)
Внимание! Внимание! Желательно, что бы помощь оказывал человек одного пола с потерпевшим. Желательно, что бы помощь оказывал человек одного пола с потерпевшим. Помните: Помните: 1. Ребенку, пережившему сексуальное насилие, трудно рассказывать о случившемся (он может быть запуган или не найдет слов для описания того, что с ним произошло). 2. Психика защищается от тяжелого переживания, поэтому ребенок может не помнить отдельные моменты случившегося или событие в целом. Внимание! Внимание! Желательно, что бы помощь оказывал человек одного пола с потерпевшим. Желательно, что бы помощь оказывал человек одного пола с потерпевшим. Помните: Помните: 1. Ребенку, пережившему сексуальное насилие, трудно рассказывать о случившемся (он может быть запуган или не найдет слов для описания того, что с ним произошло). 2. Психика защищается от тяжелого переживания, поэтому ребенок может не помнить отдельные моменты случившегося или событие в целом.
1. Избегайте телесного контакта, если он неприятен ребенку. 2. Создайте для ребенка атмосферу безопасности. Дайте ему понять, что он может рассчитывать на Вашу поддержку. 3. Ни в коем случае не обвиняйте его в случившемся. 4. Не сдерживайте чувства ребенка, дайте ему возможность проявить их в игре, рисунке, лепке. 5. Не стремитесь к тому, чтобы ребенок просто побыстрее забыл о случившемся. 1. Избегайте телесного контакта, если он неприятен ребенку. 2. Создайте для ребенка атмосферу безопасности. Дайте ему понять, что он может рассчитывать на Вашу поддержку. 3. Ни в коем случае не обвиняйте его в случившемся. 4. Не сдерживайте чувства ребенка, дайте ему возможность проявить их в игре, рисунке, лепке. 5. Не стремитесь к тому, чтобы ребенок просто побыстрее забыл о случившемся.
Внимание! Психологическая поддержка необходима, когда ребенок изолирован (в автомобиле, в завале, на крыше дома и т.п.) Психологическая поддержка необходима, когда ребенок изолирован (в автомобиле, в завале, на крыше дома и т.п.)Помните: Если пострадавший освобожден, в первую очередь ему оказывается медицинская помощь и только потом психологическая. Если пострадавший освобожден, в первую очередь ему оказывается медицинская помощь и только потом психологическая.Внимание! Психологическая поддержка необходима, когда ребенок изолирован (в автомобиле, в завале, на крыше дома и т.п.) Психологическая поддержка необходима, когда ребенок изолирован (в автомобиле, в завале, на крыше дома и т.п.)Помните: Если пострадавший освобожден, в первую очередь ему оказывается медицинская помощь и только потом психологическая. Если пострадавший освобожден, в первую очередь ему оказывается медицинская помощь и только потом психологическая.
1. Разговаривайте с ребёнком. Говорите медленно, четко, громко. 1. Разговаривайте с ребёнком. Говорите медленно, четко, громко. 2. Сообщите, что помощь уже идет. 2. Сообщите, что помощь уже идет. 3.Подскажите ребенку, как себя вести: 3.Подскажите ребенку, как себя вести: –дышать медленно, неглубоко, через нос; –максимально экономить силы. Запретите ребенку что-либо делать для самоосвобождения. Запретите ребенку что-либо делать для самоосвобождения. 1. Разговаривайте с ребёнком. Говорите медленно, четко, громко. 1. Разговаривайте с ребёнком. Говорите медленно, четко, громко. 2. Сообщите, что помощь уже идет. 2. Сообщите, что помощь уже идет. 3.Подскажите ребенку, как себя вести: 3.Подскажите ребенку, как себя вести: –дышать медленно, неглубоко, через нос; –максимально экономить силы. Запретите ребенку что-либо делать для самоосвобождения. Запретите ребенку что-либо делать для самоосвобождения.
Внимание! ПТСР у детей может быть в результате катастрофы, насилия, смерти родителей и других трагических событий. ПТСР у детей может быть в результате катастрофы, насилия, смерти родителей и других трагических событий.Признаки: беспокойство; беспокойство; агрессия; агрессия; плаксивость; плаксивость; чувство вины; чувство вины; страхи; страхи; появление симптомов заболеваний. появление симптомов заболеваний.Внимание! ПТСР у детей может быть в результате катастрофы, насилия, смерти родителей и других трагических событий. ПТСР у детей может быть в результате катастрофы, насилия, смерти родителей и других трагических событий.Признаки: беспокойство; беспокойство; агрессия; агрессия; плаксивость; плаксивость; чувство вины; чувство вины; страхи; страхи; появление симптомов заболеваний. появление симптомов заболеваний.
1. Сообщайте ребенку только достоверную информацию. 1. Сообщайте ребенку только достоверную информацию. 2. Ребенку важно знать, что он не один – говорите ему об этом. 2. Ребенку важно знать, что он не один – говорите ему об этом. 3. Давайте ему почувствовать Вашу любовь через телесный контакт (прикосновения, объятия). 3. Давайте ему почувствовать Вашу любовь через телесный контакт (прикосновения, объятия). 4. Больше общайтесь с ребенком, играйте с ним. 4. Больше общайтесь с ребенком, играйте с ним. 5. Способствуйте занятиям, которые помогают снять напряжение – игры с водой, песком, глиной, лепка, рисование. 5. Способствуйте занятиям, которые помогают снять напряжение – игры с водой, песком, глиной, лепка, рисование. Помните: Помните: Если ребенок расстроен, необходимо дать ему возможность побыть грустным или поплакать. Если ребенок расстроен, необходимо дать ему возможность побыть грустным или поплакать. 1. Сообщайте ребенку только достоверную информацию. 1. Сообщайте ребенку только достоверную информацию. 2. Ребенку важно знать, что он не один – говорите ему об этом. 2. Ребенку важно знать, что он не один – говорите ему об этом. 3. Давайте ему почувствовать Вашу любовь через телесный контакт (прикосновения, объятия). 3. Давайте ему почувствовать Вашу любовь через телесный контакт (прикосновения, объятия). 4. Больше общайтесь с ребенком, играйте с ним. 4. Больше общайтесь с ребенком, играйте с ним. 5. Способствуйте занятиям, которые помогают снять напряжение – игры с водой, песком, глиной, лепка, рисование. 5. Способствуйте занятиям, которые помогают снять напряжение – игры с водой, песком, глиной, лепка, рисование. Помните: Помните: Если ребенок расстроен, необходимо дать ему возможность побыть грустным или поплакать. Если ребенок расстроен, необходимо дать ему возможность побыть грустным или поплакать.
1. Ребенок может получить психическую травму в результате воздействия различных экстремальных факторов (при теракте, аварии, потере близких, трагическом известии, насилии и т.п.). 2. Поведение пострадавшего не должно Вас пугать, раздражать или удивлять. Его состояние, поступки, эмоции – это нормальная реакция на ненормальные обстоятельства. 3. Первая психологическая помощь крайне необходима ребенку, и оказать её может в том числе и непрофессионал. 4. При возникновении у ребёнка стойких признаков ПТСР необходимо обратиться за помощью к специалисту (психотерапевту, психологу, психиатру). 1. Ребенок может получить психическую травму в результате воздействия различных экстремальных факторов (при теракте, аварии, потере близких, трагическом известии, насилии и т.п.). 2. Поведение пострадавшего не должно Вас пугать, раздражать или удивлять. Его состояние, поступки, эмоции – это нормальная реакция на ненормальные обстоятельства. 3. Первая психологическая помощь крайне необходима ребенку, и оказать её может в том числе и непрофессионал. 4. При возникновении у ребёнка стойких признаков ПТСР необходимо обратиться за помощью к специалисту (психотерапевту, психологу, психиатру).
1. Колодзин Б. Как жить после психологической травмы. - М., Шанс, Марищук В., Евдокимов В. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. – СПб., Сентябрь, О посттравматическом стресс: памятка. – М., Академия управления МВД России, Черепанова Е.М. Психологический стресс. – М., Центр «Академия». 1. Колодзин Б. Как жить после психологической травмы. - М., Шанс, Марищук В., Евдокимов В. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. – СПб., Сентябрь, О посттравматическом стресс: памятка. – М., Академия управления МВД России, Черепанова Е.М. Психологический стресс. – М., Центр «Академия».