КОНЦЕПЦИЯ внедрения поправки 101 икао в процессы производства и поддержания лётной годности ВС и АТ на основе критериев безопасности полётов и промышленной безопасности МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И МОДЕЛЕЙ РИСКОВ ПО ISO, ICAO Часть 2 Докладчик : Куклев Е.А. Москва – 2011
Ключевые вопросы Стандарты безопасности систем (БС), надзора за «БС» Вызов, угроза, опасность, безопасность, состояние, риски Приемлемые и целевые уровни безопасности и рисков Модели опасности ( по ИКАО, по FAA, IOSA, IATA) Управление безопасностью, управление рисками, Факторы опасности и рисков Цепи случайных событий (минимальные сечения отказов, цепи Дж. Ризона – по ИКАО) СИСТЕМНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (СБ) – (ТЕОРИЯ СБ (ТСБ)) СБ - СОСТОЯНИЕ ОБЪЕКТОВ И СЛОЖНЫХ СИСТЕМ, ПРИ КОТОРОМ ВОЗМОЖНО ВОЗНИКНОВЕНИЕ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ СОБЫТИЙ С НЕГАТИВНЫМИ ПОСЛЕДСТВИЯМИ (С УЩЕРБАМИ). Рассматривается методология, процедуры, алгоритмы, инструменты оценивания уровня и управления рисками.
Предпосылки Классическая теория надёжности (ТН): - Определение функций работоспособности систем (ФРС); Значения ФРС - в области больших чисел (для вероятности ~ 1); - Оценивание безопасности – через «последствий отказов» (функциональных отказов (ФО)) и оценка рисков потерь – по ВАБ Вероятности ФО в области малых чисел (вероятность ФО ~ ÷ ). Высокая надёжность по вероятности ФРС не обозначает безопас- ности (не связана с безопасностью). - Остаточный риск «производства АТ может порождать катастрофы». СИСТЕМНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: (Основные проблемы СБ) - Проблема редких событий (ИКАО); - Переход на риски, индикаторы риска; - Неопределённость значений ФРВ, ПРВ на «хвостах» (Fujita M., Исламов Р.Т., Аронов И.З., «Арзамас-16»); - Отсутствие статистики.
Ведущие специалисты и научные школы («Критерий Махутова А.Н.» – матрицы анализа рисков для МЧС); Аронов И.З. и др. – «Безопасность и надёжность технических систем» Неймарк М.С. - надежность, системная безопасность Рябинин Ю.А. – теория логико-вероятностых систем в ТН, критерий поиска критических состояний по «методу минимальных сечений»; Северцев Н.А. – теория системной безопасности и принятие решений с учетом рисков; Исламов Р.Т. – методология ВАБ в области БАС (для АЭС); Малинецкий Г.Г. – классификатор рисковых ситуаций по РАН, выявление стратегических рисков России («тяжёлые хвосты» п.р.в.). Авторы публикаций в трудах «Центра Анализа Рисков» - под редакцией Махутова А.Н.
Традиционные, признанные в науке и технике альтерна- тивные направления регулирования (и управления) безо- пасностью систем следующие: 1 – В ТН вероятностный анализ безопасности сис- тем (ВАБ), основан на положениях и рекомендациях теории надёжности (АЭС, ж.д.т.). 2 – Модели опасности по ИКАО, ISO. 3 – В ТСБ прогнозный (проактивный и активный) метод регулирования безопасности по ИКАО, на методах логики исчисления рисков возникновения негативных по- следствий в технических системах с помощью систем типа SMS, риск определён как «количество опасности» в за- данных критических дискретных состояниях, нечёткие множества объектов анализа. Возможные направления оценивания показателей безопасности на основе методологии рисков
Проблемы редких событий Неопределённость п.р.в., ф.о.в. Доверительные интервалы а) АЭС (Исламов Р.Т.) б) УВД ГА (Fujita M. – ИКАО, Токио) Решения: Малинецкий Г.Г. («тяжёлые хвосты», косвенные методы, доверительные интервалы) РАН-ТСБ Аронов И.З. (нечёткие подмножества, модернизация ВАБ
Теория надёжности (ТНТ) и ВАБ НПН – нормативные показатели надёжности ТЭХ – технико- экономические характеристики (Переход на нечёткие подмножества )
1. Для того, чтобы реализовать положения поправки 101 необходимо: перейти на ИЛП, принять стратегии МСЖ, МЭЛ и др., обеспечить планирование ТО и Р, обеспечить послепродажное сопровождение АТ на принципах ILP для ВС типа «Airbus», «Boeing» эксплуатируемых в авиапредприятиях ОАО «АЭРОФЛОТ», ГТК «Россия», «Трансаэро» и других в настоящее время. 2. Признать необходимым оценить возможности и план внедрения в систему действующих в авиационной отрасли нармативных документов положений новой доктрины «Надежность, риски, безопасность», изложенной на НТС в докладе авторов от ОАО «Авиатехприемка». ВЫВОДЫ