Психовозрастные особенности учащихся Подростковый возраст – лет «Не лезьте мне в душу!»
Признаки: неосознанная сексуальная энергия (мальчики – всё разрушают, девочки – созидают себя); презрительное отношение к «детским забавам» (ко всему прошлому); окончательное падение авторитета взрослых; при интеллектуальной сохранности - мотивационная пустота («Ничего не надо!») Ведущая деятельность – интимно-личностное общение со сверстниками. Эмоциональное состояние: чувство ненужности, покинутости; низкая самооценка (идеи суицида, истерики); социальные фобии. Физиологическое состояние: слабость, утомляемость; болезненность, проблемы с давлением; лень, плаксивость, нервозность. Основная потребность – ПОНИМАНИЕ: ПОНИМАНИЕ: формирование «МЫ-концепции»; формирование референтных групп («свои» - «чужие»).
испытывает физическое и психологическое напряжение - то есть стресс: разводы родителей, ссоры в семье и с друзьями, проблемы в учёбе, смерть близких, отсутствие работы и денег, ежедневные катастрофы, теракты…
Взаимоотношения отцов и детей – проблема на все времена. Родители из понимающих ДРУЗЕЙ вдруг становятся злейшими ВРАГАМИ, общения с которыми стараются избегать.
Взрослеющий ребёнок, как правило, ценит и принимает жизненный опыт родителей. Но только при условии, что взрослые не называют себя в качестве образца ежечасно и ежедневно. Чтобы ребёнок прислушался к их советам и замечаниям, им не следует оглушать его бесконечными проповедями. - ощущение жизненной уверенности.
Некоторые родители заранее приходят в ужас от переходного возраста своих детей. Они напряженно ждут неприятностей и потрясений, которые, по их мнению, неизбежно сопровождают подростковый период и последующие годы. Родители опасаются, что ребенок вырастет, и они потеряют его. Исчезнет былое взаимопонимание, послушание и детская прелесть. Нередко родители переносят собственный страх и неуверенность на подрастающего ребенка.
учёба; выбор друзей; поведение (самостоятельность); непонимание; интересы (увлечения); уважение к родителям (авторитет); вредные привычки. перегрузка (много обязанностей).
добрые и строгие (в каких-то ситуациях); заботливые; помогающие; сами не имеющие вредных привычек; хозяйственные (уют в доме). хорошая учёба; без вредных привычек; понимающие; уважающие; помогающие; увлекающиеся чем-либо (спорт и т.п.); имеющие общие темы для общения с родителями
Казалось бы, проще всего выразить свою любовь к ребенку ласковым прикосновением. Тем не менее, поразительный факт: исследования показали, что большинство родителей прикасаются к своим детям только по необходимости: помогая им одеться, подавая что-то и пр. Для ребёнка же важен любой физический контакт: прикоснуться к руке, обнять за плечи, погладить по голове, потрепать по волосам, шутливо потолкаться и т. п. Не забывайте ласково прикасаться к своим детям!
Если, требуя приличного поведения, родители в основном опираются на приказы, ребенок может быть послушным. Но он склонен повиноваться только потому, что мама и папа требуют этого, а вовсе не потому, что так вести себя лучше; это поведение не становится для него ценностью и нормой. Обращайтесь к ребёнку с ПРОСЬБАМИ! Это важно! Если вместо ПРИКАЗОВ будут чаще звучать ПРОСЬБЫ, ребенок будет расти в полной уверенности, что родители на его стороне, что они его союзники, что они хотят помочь ему сформировать характер и выработать свою линию поведения.
Ребенка можно сравнить с зеркалом. Он отражает любовь, но не начинает любить первым. Если детей одаривают любовью, они возвращают ее! Если им ничего не дается, им нечего возвращать. Безусловная любовь отражается безусловно, а обусловленная любовь и возвращается в зависимости от тех или иных условий. Хотите, чтобы вас любили ПРОСТО ТАК, ни за ЧТО-ТО? Тогда ПРОСТО любите своего ребёнка, а не за хорошую учёбу и приличное поведение. Любите его за то, что он ВАШ!
Для слайдов использована книга: Росс Кэмпбелл. Как на самом деле любить детей. Москва, Просвещение, 1991 Автор слайдов и докладчик – педагог-психолог МОУ СОШ 9 г. Искитима НСО