Сиваев Сергей Фонд «Институт экономики города» Использование индикаторов в договорах на управление системами водоснабжения и водоотведения При поддержке 6 ой рамочной программы ЕС в области научных исследований и развития технологий WATERBENCH-1 28 января 2005 Украина, Киев
Практика сбора индикаторов и применения контрольных показателей деятельности в Молдове Многолетний опыт сбора и распространения индикативных данных Ассоциацией «Молдова Апа- Канал» (в 41 городах и селах); Период исследований ; Применение индикаторов – предоставление кредитов муниципальным предприятиям ВКХ гарантированных Правительством Молдовы.
Практика сбора индикаторов и применения контрольных показателей деятельности в Украине Регулярная статистическая отчетность; Проведено индикативное обследование предприятий ВКХ по инициативе ОЭСР и Госжилкомхоза Украины (обследовано 61 предприятие, обслуживающие 11.3% населения, в период ). Использование индикаторов и КПД в распределении бюджетных инвестиций в секторе водоснабжения и водоотведения.
Практика сбора индикаторов и применения контрольных показателей деятельности в России Регулярная статистическая отчетность; Проведено индикативное обследование предприятий ВКХ по инициативе ОЭСР и Госстроя России (обследовано 90 предприятий обслуживающих 5.2% населения, в период ); Зачатки использования КПД для собственных нужд несколькими Российскими предприятиями ВКХ.
Обзор практики сбора и применения индикаторов и контрольных показателей деятельности Практика применения КПД практически отсутствует; Слабое присутствие частного сектора в ВКХ; Имеющиеся индикативные данные не используются в полной мере (иногда просто недоступны); Сильное административное влияние на сектор в России и Украине подавляет спрос на использование КПД.
Заинтересованные стороны Потребители Руководство предприятий ВКХ Государственные (муниципальные) собственники систем водоснабжения и водоотведения Частные собственники систем водоснабжения и водоотведения Регулирующие органы Государство Инвесторы МФИ
Применение 1 : распределение бюджетных средств – принципы Общественная, а не частная польза: улучшение экологии; восстановление сильно изношенных активов. Проблема – нет стимулов для эффективной работы! Решение – требование по софинансированию.
Применение 1: распределение бюджетных средств – преимущества Использование методов КПД позволит государству : определить критерии отбора проектов на основе КПД эффективно оценить инвестиционные предложения более эффективно распределить бюджетные средства осуществлять мониторинг реализации проекта
Пример набора индикаторов для распределения бюджетных средств Охват услугами водоснабжения и водоотведения (%); Запасы производственных мощностей (% от максимальной мощности); Утечки (% от воды поданной в распределительную сеть); Аварии на сетях водоснабжения и канализации (на км сетей); Покрытие операционных и инвестиционных затрат (%); Продолжительность предоставления услуг (ч/день); Уровень очистки стоков (% ); Соответствие стандартам качества воды на водопроводных станциях (%); Соответствие стандартам качества воды в распределительной сети (%); Удельное потребление электроэнергии (на м3).
Применение 2: Тарифное регулирование – принципы Производственные КПД (качество, стандарты предоставления услуг) КПД повышения эффективности (сравнение с прочими предприятиями ВКХ) Превышение и не достижение средних КПД Общие изменения в производственной деятельности (ограничения и ранжирование)
Применение 2: Тарифное регулирование – преимущества Стимулы к снижению издержек; Создание условий, близких к рыночным; Эффективный контроль и мониторинг.
Пример набора индикаторов для тарифного регулирования Охват услугами водоснабжения и водоотведения (%); Покрытие операционных и инвестиционных затрат (%); Запасы производственных мощностей (% от максимальной мощности); Утечки (% от воды поданной в распределительную сеть); Аварии на сетях водоснабжения и канализации (на км сетей); Эффективность производственных издержек (фактор X); Продолжительность предоставления услуг (ч/день); Уровень очистки стоков (% ); Соответствие стандартам качества воды на водопроводных станциях (%); Соответствие стандартам качества воды в распределительной сети (%); Соотношение тарифов промышленных потребителей и населения; Удельное потребление электроэнергии (на м3). Количество сотрудников на один кубический метр произведенной воды/принятых стоков; Финансовые индикаторы (ROI, обслуживание долговых обязательств, и т.д.).
Договоры на управления с частным оператором Использование индикаторов и установление контрольных показателей работы водоканалов позволит муниципалитетам: Сформулировать конкретные задачи для частных операторов Использовать контрольные показатели для сравнения с другими предприятиями, что будет способствовать формированию конкурентного поведения; Осуществлять эффективный мониторинг деятельности частных операторов
Типичные ситуации в секторе водоснабжения 1.Россия 1.Россия – муниципальные унитарные предприятия 2.Украина 2.Украина – коммунальные унитарные предприятия 3.Молдова 3.Молдова – акционерные компании, принадлежащие органам власти ДОГОВОРОВ НЕТ
Тенденции 1.Россия 1.Россия – договоры на управление частным оператором публичной инфраструктурой (договоры концессионального типа) 2.Украина 2.Украина - ??? 3.Молдова 3.Молдова – реорганизация водного сектора практически завершена
Опыт в двух городах Росси: 1.Сызрань 2.Пермь
Группы индикаторов Качество представления услуг Управление коммунальной инфраструктурой Развитие коммунальной инфраструктуры Состояние предприятия
Индикаторы качества ИндикаторыСызраньПермь Круглосуточное водоснабжение и водоотведения Да Допустимые перебои (минут/год на потребителя) НетДа Соответствие качества питьевой воды установленным нормам НетДа Соответствие качества сточных вод установленным нормативам НетДа Доля очищенных канализационных стоковНетДа Доля населения удовлетворенная качеством услуг НетДа Инфекции передающиеся с водой (случаев/1000 чел.) НетДа
Индикаторы качества питьевой воды г. Пермь
Индикаторы очистки сточных вод
Индикаторы управления коммунальной инфраструктурой ИндикаторСызраньПермь Физические потери (куб.м/сутки)Да Коммерческие потери ( куб.м/сутки)НетДа Частота аварий на магистральных трубопроводах (случай/км./год) НетДа Засоры канализационного коллектора (случай/км./год) НетДа Способность обеспечивать водоснабжение при отключении эл. энергии (час. до полной остановки) НетДа
Индикаторы управления коммунальной инфраструктурой (продолжение) ИндикаторСызраньПермь Время необходимое для восстановления водоснабжения после полной остановки НетДа Эффективность использования эл. энергии (кВт./ч на м 3 воды) НетДа Эффективность использования эл. энергии (кВт./ч на м 3 стоков) НетДа
Индикаторы развития коммунальной инфраструктуры ИндикаторСызраньПермь План строительства и капитальных ремонтов Да Охват населения услугами водоснабжения (% населения) НетДа Охват населения услугами водоотведения (% населения) НетДа Замена и реконструкция сетей водоснабжения (% от общей протяженности) НетДа Замена и реконструкция сетей водоотведения (% от общей протяженности) НетДа
Индикаторы состояния предприятия ИндикаторСызраньПермь Производительность труда (численность персонала на 1000 населения) НетДа Доля персонала прошедшая обучение (% от общей численности) НетДа Долговые обязательстваНет Собираемость платежей (% от начисленного) ДаНет
Выводы 1.Россия находится на начальном этапе формирования договорных отношений в водном секторе 2.Частный бизнес чрезвычайно заинтересован в максимальной формализации отношений с властью 3.Индикаторы – лучшая система координат для формализации таких отношений 4.Разработка системы таких индикаторов – актуальная и важная задача отраслевого масштаба