Метапредметные умения учителя Галян С.В., ст.преподаватель кафедры литературы и журналистики
Проблема разобщенности научного знания Как следствие разобщенности научных дисциплин возникает и раздробленность учебных предметов Метапредметный подход призван решить эту проблему
Проблема разобщенности научного знания Исаак Ньютон ( ) – физика Жан Батист Ламарк ( ) – биология Карл Риттер ) – география Раздробленность научного знания – наследие XVII – XVIII веков, времени зарождения, обособления и бурного развития научных предметов
Проблема разобщенности научного знания XVII – XVIII века Обособление научных предметов Обособленность учебных дисциплин метапредметный подход Новые потребности и новые вызовы XXI века
Вызов XXI века – комплексные проблемы Терроризм, техногенные аварии и катастрофы, неизлечимые заболевания – все эти проблемы требуют междисциплинарного подхода
Новые требования к профессиональной успешности Необходимо знать особенности устройства своего предмета, методы его конфигурирования с другими предметами и зоны его прорывного развития
Работа с деятельностью учащегося, передача учащимся не просто знаний, а способов работы со знаниями
Пример Работа со способом Если ученик освоил решение задач на три параметра в математике, учитель дает ему для решения задачу этого же типа, но из химии или физики
Ориентация на развитие у школьников базовых способностей Мышление Воображение Целеполагание Понимание Идеирование Действие
Базовые способности учащихся, рассматриваемые в метапредметном подходе Понимание и коммуникация Мышление (понятийное мышление и моделирование) Рефлексия Действие Воображение
Набор культурных способов способности понимания Порождение смысловой версии текста Понимание логической основы текста Понимание символической основы текста Понимание авторской позиции Углубление версии понимания за счёт коммуникации со сверстниками Умение построить выход из ситуации непонимания
Функциональные элементы владения понятием Идея (идеализация), лежащая в основе понятия Обобщённый способ, лежащий в основе понятия Различения, заложенные в понятие Мыслительные операции, лежащие в основе понятия Рефлексия осуществляемого способа мышления
Соотношение уровней развития понимания общего смысла текста на разных этапах обучения по результатам мониторинга уровня развития базовых способностей учащихся у.г.