1. ПРОБЛЕМА СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА 2. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА 3. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО Онтология человека: способы бытия человека
1. Проблема сущности человека Все мифы о сотворении человека говорили о том, что собою представляет человек. В Вавилонской поэме о сотворении мира (Энума Элиш) человек создан для служения богам.
1. Проблема сущности человека Согласно Библии (Книга Бытия 1.27) человек – «душа живая», созданная по образу и подобию Божию.
1. Проблема сущности человека В древнеиндийской книге священных гимнов «Ригведа» (Х, 90) человек – сам прообраз мира – Пуруша, прачеловек, из частей которого возникла Вселенная.
1. Проблема сущности человека Платон Человек – «животное на двух ногах и без перьев», «и с широкими когтями». Аристотель Человек – политическое животное (zoon politikon)
1. Проблема сущности человека Блез Паскаль «Человек – это тростинка, самое слабое в природе существо, но эта тростинка мыслящая» Иммануил Кант «Человек – это единственное животное, которое должно работать»
1. Проблема сущности человека
Если человек уходит от любого своего определения, то, может быть, в этом и заключается его сущность. Сущность человека неопределенна, она постоянно требует своего определения.
2. Человек и природа Несомненно, что человек непосредственно связан с бытием природным. Он – живое существо. Появление человека как особого биологического вида является результатом естественной эволюции природы, и этот факт не отрицает сейчас даже религия.
2. Человек и природа Животное – часть природы. Оно не противопоставляет ее себе, оно не обособляется от нее, поэтому животные всегда живут в гармонии со средой, даже если природные стихии и катаклизмы угрожают их жизни.
2. Человек и природа Человек, являясь частью природы, обособляется от нее, трансцендирует ее (от лат. transcendens – перешагивающий, выходящий за пределы).
2. Человек и природа Как появилась сама ситуация трансцендирования – это до сих пор нерешенная научная проблема. Но именно тогда, когда родилось трансцендирование природы, родился человек.
2. Человек и природа В ситуации трансцендирования необходимо возникает осмысление противостоящего человеку мира, т.е. необходимо возникает человек и его сознание.
2. Человек и природа Сознание человека проявляет себя в том, что оно проводит грань между собой и миром. Благодаря этому человек становится неподвластным воздействию природной причинности. Человек становится свободным.
2. Человек и природа Человек остается частью природы, но он стоит и вне природы. У него нет инстинктивной приспособленности к природе, поэтому он должен приспособиться к ней, обустроить свой мир.
3. Человек и общество Создав свой мир (социальный мир), человек оказался в новой экзистенциальной ситуации – сущность человека находится вне самого человека. Если свою природную сущность индивид обретает при рождении, то своей социальной сущностью он должен овладеть, чтобы «стать» человеком.
3. Человек и общество В процессе взаимодействия индивида и общества конкретный индивид овладевает своей социальной сущностью, обретает свое собственное общественное лицо. Можно выделить два типа отношения общества и человека: Человек как функционер Человек как личность
3. Человек и общество Функционер – это такое социальное бытие человека, когда его сущность представляет какая-либо отдельная социальная роль. Человек-функционер – это конкретный работник, чиновник, учитель, военный и т.п., это роль, за которой не видно собственного лица данного человека.
3. Человек и общество Функционер – часть общества и подчинен ему как целому. Он – орудие достижения общественных целей, ибо своих целей у него просто нет. Общество, сложенное из функционеров, действует как отлаженный механизм.
3. Человек и общество Но если общественная жизнь основывается только на принципах функционирования индивидов, тогда общество лишается источника развития. Индивид- функционер способен только на воспроизводство заданного и не способен к продуктивному действию.
3. Человек и общество Продуктивное действие – удел не функционера, а человека как личности. Личность, в отличие от функционера, – не часть общества, а его партнер, и конституируется свободой.
3. Человек и общество Личностное бытие – это когда человек действует в обществе, утверждая его целостность. Условием этого действия является овладение всей полнотой своей социальной сущности, собирание себя в человека целостного.
3. Человек и общество Как происходит это «собирание» человека? Во-первых, через формирование своего отношения к своей роли в обществе он начинает существовать в горизонте всего общества и культуры, т.е. выходит за границы своей общественной маски.
3. Человек и общество Во-вторых, через овладение опытом основных видов деятельности человека: 1) производство вещей, 2) общение и 3) управление. Индивид раскрывается как личность, когда он в каждый момент своей деятельности проявляет все свои способности и возможности.
3. Человек и общество Каждая из сфер деятельности требует определенного опыта. Можно условно выделить три уровня овладения опытом. Первый уровень – ситуативный – овладение определенными «навыками и умениями». Навыки, правила поведения, желания характеризуют как человека, так и ситуацию, в которой он находится, и меняются в зависимости от ситуации.
3. Человек и общество Второй уровень – субъектный, формируется вне зависимости от ситуации. На этом уровне социальный мир представлен содержанием знаний, ценностей и интересов, но он стал теперь внутренним миром индивида, в котором распоряжается он сам, а не общество.
3. Человек и общество Третий уровень – это уровень «ядра личности»: убеждения, принципы, идеалы. Конституирование и утверждение «ядра личности» – дело самого человека, дело его личных усилий, его ума, его воли и чувств.
3. Человек и общество Проявления личности 1.Ситуативный уровень Навыки, правила поведения, желания индивида – меняются в зависимости от ситуации 2. Субъектный уровень Знания, ценности и интересы – составляют внутренний «социальный» мир индивида 3. «Ядро личности» Убеждения, принципы, идеалы – самоопределение индивида
3. Человек и общество Движение от первого уровня к «ядру личности» – это движения освобождения, это становление свободы, в поле которой и живет личность. Свобода – вот подлинный мир личности.
3. Человек и общество И снова парадокс определения сущности человека: личность не может появиться вне общества, но она уходит за пределы данных общественных отношений. Поэтому человек как личность не часть общества, а его полноправный партнер.