МОУ СОШ9 им.Р.В.Лонкунов с.Таас-Юрях Мирнинского района Дидактические игры в э кологическом воспитании младших школьников Автор: Кычкина Светлана Афанасьевна учитель начальных классов
Актуальность. У школьников, уже в младшем возрасте, должны быть сформированы основы экологического миропонимания и экологически ориентированного поведения в природной среде. Актуальность этой темы подтверждается и тем, что село Таас –Юрях Мирнинского района – зона экологической катастрофы. В непосредственной близости этого села в начале 70-х годов было произведено семь подземных ядерных взрывов народнохозяйственного значения, в том числе один – в семи километрах от поселка с населением 600 человек.
. Цель повышение эффективности обучения и усвоения экологических знаний через применение дидактических игр
Задачи: 1) Изучить научно-методические основы экологического воспитания. 2) Разработать, отобрать дидактические игры, развивающие познавательную, творческую активность школьников. 3) Апробировать их эффективность в УВП. 4) Провести анализ и обобщить в виде методических рекомендаций
Игры 1)Игра-диалог(общение учителя и ученика, ученик с учеником).Умение слушать вопросы учителя, дополнять сказанное, высказывать свои мнения. 2)Игра путешествие (развивает внимание, наблюдательность осмысление игровых задач облегчает преодоление трудностей и достижения успеха) 3)Экологические игры: Разведка на местность, именная книга,жалобная книга,животные в истории моей семьи.окно радости,чистое поле, что такое вежливость, разведка прекрасного и удивительного и многие другие.
Модель реализации 2 уровень - представление о рациональности взаимодействий с природой- допустимых и недопустимых действиях на природе 3 Уровень 2 уровень 1 Уровень 1 уровень - готовность учащихся начальных классов помогать природе и заботится о ней, развивать чувство сострадания 3 уровень - завершающий период младшего школьного возраста, личный опыт ребенка.
1 уровень-готовность помочь природе. «Письмо зеленому другу» Письмо деревцу Сосне Дорогой мой друг, я желаю тебе долго жить и расти, я тебя люблю, ты мой верный друг, я знаю что тебе холодно зимой. Наверно ты хочешь иметь друга. Тебе я сделаю изгородь, полью водой. И ты вырастишь большим пребольшим, густым и красивым.Т вой друг Алеша
2 уровень-представление о допустимы и недопустимых действиях на природе «Экологический светофор» Все участники получают по 3 кружка: красный, желтый, зеленый. Красный –запрещает действие приносящие вред окружающей среде и жизни людей. Желтый –предупреждает об осторожности,чтобы как можно меньше нанести вреда природе. Зеленый –разрешает и поощряет действие действия, помогающие растениям, животным.
3 уровень- завершающий личный опыт ребенка «Мы умеем творить добро» Постановка задачи Организация мероприятия Трудовая работа Разработка самого задания Итог работы
Уровень экологических знаний учащихся СоШ9 им.Р.В.Лонкунова ХарактеристикаУровень3 класс4 класс СистемностьВСНВСН Знание своей местности ВСНВСН Знание способов охраны природы В С Н (В)-ВЫСШИЙ (Н)-НИЗКИЙ (С)-СРЕДНИЙ
Мои выпускники -2005
Заключение Изучив и проделав разные дидактические игры дети научились многим правилам и нормам поведения в природе в условиях часто встречающихся ситуаций. Отношение младших школьников в природе ярко проявляется в практических деятельности, доступно возрасту. Ученики стали добрыми, отзывчивыми и внимательными, экологически воспитанными, культурными. Будут любить и беречь свою родную природу и соблюдать правила поведения в окружающей среде. Приведенные данные свидетельствуют о том, что качество экологических знаний учащихся значительно повысилось. Проведенный промежуточный срез показывает, что дидактические игры повышают эффективность усвоения экологических знаний