Выполнение требований нового образовательного стандарта при обучении химии в основной школе Профессор П.А. Оржековский
Переход на стандарт 2-го поколения Утвержден Государственный образовательный стандарт основной школы (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. 1897).
Многовековой вопрос: Гарантируют ли успехи в обучении в школе успехи молодых людей в жизни? 1.Зачем учить? 2.Чему учить? 3.Как учить? 4.Чем учить? 5.В чем эффективность обучения?
Три уровня требований ФОС основной школы: личностный; метапредметный; предметный.
Воспитание российской гражданской идентичности Освещение истинного вклада наших соотечественников в развитие науки и технологии. Школьники должны знать, с каким трудом делаются открытия, тогда у них можно сформировать гордость за российских ученых и российскую науку. Формирование опыта проявления гражданской идентичности.
формированием ответственного отношения к учению Существенное смещение ответственности за учебу от школьников к учителю и к школе. Получение Аттестата о среднем образовании практически не зависит от стараний ученика,. Молодые люди привыкают к тому, что все проблемы к концу четверти исчезают сами собой. Проблемы в учреждениях профессионального образования.
формирование научного мировоззрения Основой научного мировоззрения являются убеждения. Большое значение химического эксперимента как критерия истинности знаний. Обучение методам познания. Формирование в сознании учащихся «целостного мировоззрения», учитывающего, «духовное многообразие современного мира».
Формирование у школьников основ экологической культуры Экологическое образование: круговороты веществ и влияние на них химических производств. Воспитание у учащихся экологически целесообразного поведения и активности в природоохранной деятельности. Организация экологических экспедиций.
Формировании ценности здорового образа жизни Рассмотрение химических аспектов алкоголизма, нарко- и токсикомании, табакокурения. Сочетание просвещения с образно- эмоциональной составляющей. Формирование опыта здорового образа жизни.
Формирование коммуникативной компетентности Умение школьников сотрудничать между собой; Умение сотрудничать с учителем; Способность понимать и корректно критиковать чужие идеи; Восприятие критики собственных идей; Терпимость к ошибкам товарищей.
Метапредметные результаты освоения программы Развитие осуществляется не путем прямого воздействия на мышление с помощью различных развивающих упражнений. Главное в развитии – самоорганизация: 1.Самостоятельное определение целей. 2.Осмысление мотивов деятельности. 3. Формирование умений самостоятельно планировать и достигать цели.
Метапредметные результаты освоения программы Влияют на социализацию подрастающего поколения, поскольку в современном Мире инновационное развитие экономики требует постоянного самообразования. ФОС впервые нормативно предписывает развитие у школьников способностей к обучению и самообразованию, во многом определяющих их успехи в жизни.
Предметные результаты освоения программы Шесть групп требований, в основном традиционных.
Предметные результаты освоения программы 1. Формирование системы понятий: о веществах; о химических реакциях; о практическом применении веществ и химических реакций; Владение символическим языком химии.
Предметные результаты освоения программы 2. Формирование у обучающихся осознания объективной значимости: основ химической науки как области современного естествознания; химических превращений неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира.
Предметные результаты освоения программы 3. Овладение учащимися основами химической грамотности: способность анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией; навыки безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умения анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды.
Предметные результаты освоения программы 4. Формирование умений устанавливать связи между: реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире; зависимостью свойств веществ от состава и строения, а также объяснением причины многообразия веществ; зависимостью практического применения веществ от их свойств.
Предметные результаты освоения программы 5. Приобретение учащимися опыта использования различных методов изучения веществ при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов.
Предметные результаты освоения программы 6. формирование у учащихся представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.
Результаты освоения программы