«Армия России: какой ей быть?» Три слайда от Компетентного Полковника Выпуск 18 Москва Январь 2011 г. Американская армия ведет культурологическую разведку В последние годы в российском военном ведомстве стало модным перенимать зарубежный, особенно американский, опыт. Однако такое подражание происходит очень примитивно. Дело в том, что у нас нет слаженной системы критического изучения и анализа зарубежного опыта. Ведь вся информация – на английском языке, профессиональных военных аналитиков остались единицы, а военные переводчики ликвидированы как класс… В результате в нашем минобороны ничего не знают об американской концепции культурологической разведки. А вот перенять ИХ опыт в этом было бы здорово…
Культурологическая разведка «То, что нам нужно, – так это культурологическая разведка. Что обусловливает их (т.е. политических лидеров и население) деятельность? Кто принимает решения? Чем их общество так разительно отличается, в смысле ценностей, образа мыслей, от моих ценностей и моего образа мышления в моем западном менталитете белого человека? … То, что Вам нужно знать, - это вовсе не то, что наш разведывательный аппарат собирает, анализирует и представляет Вам». Генерал Энтони Зинни, морская пехота США, в 1998 г. писал: «В Сомали мы извлекли для себя урок, который подтверждается неоднократно – нам не хватает культурологической осведомленности. Нам нужна культурологическая разведка». Генерал Энтони Зинни, морская пехота США, выступление 8 августа 1996 г.: Cultural Intelligence – «культурологическая разведка». Подразумевается широчайший спектр аналитической информации о населении (социальные, политические, экономические, демографические факторы, история, институты общества, национальная психология и поведение).
Война интеллектов «Война – игра человека думающего. Военные, слишком полагающиеся на решение возникающих на поле боя проблем только на технологию, должны начать осознавать, что войны ведутся с помощью интеллекта. Думающие старшие офицеры, возвращающиеся из Ирака и Афганистана, пришли к выводу, что огромное преимущество над противником может быть достигнуто за счет превосходства мышления, а не превосходства вооружения. Они учат нас, что войны выигрываются именно за счет создания союзов, использования рычагов невоенных преимуществ, просчитывания намерений, создания доверия, изменения мнений, управления представлениями. Это все задачи, требующие исключительной способности понимать людей, их культуру, их мотивацию». Генерал-майор Роберт Скэлс, мл. с 2004 г. активно внедряет термин «культуро-центрическая война».
Культурно-когнитивное доминирование на поле боя «Все техно-центрические концепции войны оказались несостоятельными, потому что они отрицали фундаментальную истину: в войне главным является человеческий фактор, а не технический аспект. В будущем человеческие, культурные и когнитивные аспекты только укрепятся… Успех в бою будет определяться скорее захватом человеческих и культурных «высот», а не топографических высот. Понимание и эмпатия (сочувствие) уже стали важными видами оружия на войне. Способность устанавливать доверие обеспечит безопасность своих войск столь же эффективно, как и бронежилеты. Руководители будут стремиться к тому, чтобы мудрость и способность размышлять, а не навыки в сфере оперативного руководства и планирования, превратились в важнейшие интеллектуальные инструменты обеспечения будущих побед». Показания генерала Роберта Скэйлса в сенатской комиссии по делам вооруженных сил, апрель 2007 г.: В заключение, хотелось бы привлечь внимание читателей к одному аспекту: о концепции культуро-центрической войны и культурологической разведки говорят американские ГЕНЕРАЛЫ. Как же их менталитет разительно отличается от менталитета российского генералитета…