Создание конкурентных условий деятельности на рынке приема платежей Заместитель руководителя Саратовского УФАС России советник государственной гражданской службы РФ 1 класса кандидат юридических наук Саратовское УФАС России
Образец текста Второй уровень Третий уровень Четвертый уровень Пятый уровень Законодательство 2 ФЗ от «О национальной платежной системе» ФЗ от ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»
Образец текста Второй уровень Третий уровень Четвертый уровень Пятый уровень Проблемные вопросы Конкуренты ли платежный агент, почта как платежный агент, банк? (п.21 ст.4 «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами») Как устанавливать доминирование на рынке? 3
Образец текста Второй уровень Третий уровень Четвертый уровень Пятый уровень Дело 2-09/03 Саратовского УФАС России Продуктовые границы: Основанием для проведения анализа послужило установление Саратовским УФАС России факта введения Саратовским отделением 8622 Сбербанка России на территории г. Саратова и г. Энгельса дополнительного тарифа за подготовку платежного документа при приеме коммунальных и других платежей физических лиц. Прием коммунальных и других платежей физических лиц в пользу юридических лиц является банковской операцией в соответствии с п. 9 ст. 5 Федерального закона от «О банках и банковской деятельности» - осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов. В связи с этим при проведении анализа принимался во внимание объем услуг кредитных организаций на территории Саратовской области по переводу физическими лицами коммунальных и других платежей в пользу юридических лиц, с которыми заключены договоры на прием и перечисление платежей, а также объем услуг иных организаций, оказывающих данную услугу на территории Саратовской области (МУП «ЕРКЦ г. Саратова» и филиал ФГУП «Почта России» - УФПС Саратовской области). 4
Образец текста Второй уровень Третий уровень Четвертый уровень Пятый уровень Дело 2-09/03 Саратовского УФАС России Действия Саратовского отделения 8622 Сбербанка России при введении тарифа «за оформление платежного документа» при приеме платежей наличными» в размере 10 рублей (с учетом НДС) и при предоставлении услуги физическим лицам по переводу денежных средств в пользу юридических лиц без открытия банковского счета не соответствовали как Положению Банка России от П «О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации», так и Порядку оказания услуги по подготовке платежного документа, предусмотренному Сбербанком России. Комиссия Саратовского УФАС России и ГУ ЦБ РФ по Саратовской области пришла к выводу, что Саратовское отделение 8622 Сбербанка России при предоставлении услуг физическим лицам, желающим произвести платеж в пользу юридических лиц без открытия банковского счета, фактически навязывало платную услугу по оформлению платежного документа без альтернативной возможности заполнения платежного документа физическим лицом самостоятельно. Указанные действия могли вынудить физических лиц открыть в Сбербанке России счет банковского вклада или банковской карты, что могло быть невыгодным для них и ущемлять их интересы. Комиссия посчитала, что с учетом доминирующего положения Сбербанка России на рассматриваемом рынке в административных границах Саратовской области, его действия, выражающиеся в навязывании физическим лицам платной услуги по оформлению платежного документа без альтернативной возможности заполнения платежного документа физическим лицом, являются нарушением ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции». 5
Образец текста Второй уровень Третий уровень Четвертый уровень Пятый уровень п.2 ст.3, п.1 ст.4 «О деятельности по приему платежей» Кому и какая оказывается услуга: по приему платежей физических лиц по приему денежных средств от плательщиков по последующему осуществлению расчетов с поставщиком С кого вправе взимать вознаграждение платежный агент: с физического лица с поставщика Судебная практика о недействительности положений договора между поставщиком и платежным агентом по недопустимости взимания вознаграждения с плательщика 6
Образец текста Второй уровень Третий уровень Четвертый уровень Пятый уровень Кто несет расходы? Вправе ли гарантирующие поставщики включать расходы на услуги платежных агентов и на услуги банков в размер сбытовой надбавки? Должны ли представители антимонопольного органа, участвующие в работе органов по ценовому регулированию, возражать против включения в сбытовую надбавку указанных расходов? (письмо ФАС России исх.АГ/8301 от ) 7
Образец текста Второй уровень Третий уровень Четвертый уровень Пятый уровень Состояние рынка Прием платежей за коммунальные услуги в отдаленных от центра субъекта РФ районах. (Намерения Сбербанка России по сокращению своих отделений) Возможно ли взимание комиссии за прием платежей в отдаленных районах непосредственно поставщиком? 8
Образец текста Второй уровень Третий уровень Четвертый уровень Пятый уровень Плата за услуги «расчетно-кассового центра» включается органами местного самоуправления в тариф на содержание жилья. При этом собственники, как правило, организацию, которая будет выставлять платежи на общем собрании не отбирают и плату управляющей компании в адрес расчетно-кассового центра не обсуждают. 9
Образец текста Второй уровень Третий уровень Четвертый уровень Пятый уровень Прием платежей посредством платежных терминалов Комиссия Саратовского УФАС России рассматривала дело о нарушении ст.14 ФЗ «О защите конкуренции» ИП Исаковым М.С. Действия Исакова выражались в использовании при осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц через терминалы самообслуживания фирменного наименования АКБ "1-й Процессинговый" (ЗАО) и товарного знака по свидетельству от , правообладателем которого является АКБ "1-й Процессинговый" (ЗАО) ("КИВИ Банк" (ЗАО). В итоге Комиссия пришла к выводу о том, что "КИВИ Банк" (ЗАО) не присутствует на рынке приема платежей физических лиц через терминалы самообслуживания в Саратовской области и не является конкурентом ИП Исакова М.С 10
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!